Выставка детского творчества в Кремлёвском Дворце съездов и Центральном Доме художника в Москве
«МОЯ РОДИНА — СССР» — под таким названием в дни работы XIX съезда ВЛКСМ состоялась выставка детского творчества в Кремлёвском Дворце съездов и Центральном Доме художника в Москве.
Свыше десяти тысяч работ поступило на конкурс, объявленный «Юным художником» в честь 60-летия образования СССР и 60-летия Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина. Лучшие из них были представлены на выставке.
Красочен мир детского творчества, яркого, образного, запоминающегося. С интересом знакомились зрители с произведениями изобразительного и декоративно-прикладного искусства, с большим старанием и мастерством выполненными пионерами и школьниками, учащимися детских художественных школ, изостудий и кружков. Обширна география участников экспозиций, разнообразны виды их творчества: расшитые рушники с Украины; керамика из Казахстана и Грузии; тиснение по коже и ткачество из Эстонии; вологодские кружева, сувениры, украшенные бисером, с Таймыра; фигурки животных, вырезанные из камня юными тувинскими умельцами...
Живописные и графические работы рассказали о революционном прошлом нашей Родины и её сегодняшних героических буднях, о боевых и трудовых подвигах комсомольцев, о славных делах пионерии, о спорте и любви к родной природе.
На выставке редакция журнала встретилась с московскими школьниками — юными любителями изобразительного искусства. Видные советские художники рассказали о своем творчестве, ответили на многочисленные вопросы.
Выставка «Моя Родина — СССР» получила высокую оценку гостей и делегатов XIX съезда ВЛКСМ.
Москва. Кремлёвский Дворец съездов. Делегаты XIX съезда ВЛКСМ на выставке детского художественного творчества. Фото журнала «Юный художник». |
КРАСНОЯРСК
Наша изостудия находится в новом здании Дома культуры «Комбайностроитель». В студии занимаются дети от 6 до 16 лет. Как правило, ребят приходит много, принимаем всех, но остаются обычно наиболее трудолюбивые, ведь рисование — дело серьёзное. Это труд, большой труд.
Оля Губернюк, 10 лет. Два друга. Гуашь. Дивногорск Красноярского края. |
Вот что говорят о студии сами ребята:
Оксана Юдина (5-й класс): Когда иду в студию, испытываю такое чувство, будто сейчас должно произойти что-то волшебное, необычайное.
Таня Мезина (5-й класс): Изокружок помогает учиться, познавать жизнь. В кружке много интересных занятий. Без рисования нельзя жить. Когда рисуешь, то в красках лучше выражаешь свои мысли, чувства. Я бы хотела, чтобы кружок работал каждый день.
Юля Тимофеева (6-й класс): С детства люблю рисовать. К рисованию у меня особое чувство. Когда работа удаётся, мне радостно, кажется, что рисунок оживает.
Лиля Косторная (2-й класс): Я хожу в изостудию уже третий год. Здесь рисовать гораздо интереснее, чем дома. Потому что, если что-то не получается, Алла Николаевна объяснит.
Дима Бологов (4-й класс): Когда рисуешь, не хочется думать ни о чём другом. Плохое настроение переходит в хорошее. И я отдаю все силы, чтобы рисунок удался.
Марина Илимаскина (4-й класс): Когда у меня получается, то хочется прыгать до потолка, а когда не получается, злюсь на свои незнания.
Лена Косторная (8-й класс): У нас в студии занимаются ребята разных возрастов — и первоклашки и десятиклассники. Это интересно: все могут учиться у натуры и друг у друга.
А. ОРЛОВА
Рая Евсеенко, 12 лет. Комсомолец. Гуашь. Дивногорск Красноярского края. |
РЯЗАНЬ
«Если ученик не научится в школе сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать»,— писал Л. Толстой. Один из самых творческих школьных предметов — рисование. И чуть ли не один из самых сложных, если педагог не ограничивается задачей приобщить детей к изобразительной грамоте, если он старается развить в своём маленьком ученике способность видеть, воображать.
Например, в работе с натуры ребята удовлетворяются характеристикой света и тени, не обращают внимания на рефлексы. Однажды, когда мы рисовали кувшин с лимоном, я сказал:
— Рисуем натюрморт с двумя лимонами и тремя окнами.
Как оживился класс, с какой прямо-таки научной любознательностью стали присматриваться ребята к отражению лимона на поверхности кувшина, к отражению окон.
Мы выполняем аппликации из листьев, сочиняем и печатаем по трафарету узор на ткани, выдавливаем узор на металлической фольге, набираем мозаику из бумаги, плёнок, камешков, зёрен и других материалов, склеиваем цветные витражи, оформляем макеты книг.
С особым увлечением знакомятся ребята с гравюрой на линолеуме. Почему мы избрали линогравюру? Линолеум очень распространённый материал, податлив и прочен, даёт чёткие оттиски. Техника вырезания несложна и доступна всем в обычных школьных условиях.
В линогравюре многообразие видимого мира передаётся условно через соотношение светлого и тёмного, штриха, линии, через силуэт. Чтобы ребячья мысль привыкла к графическому способу изображения, необходимо заниматься рисунком чёрной тушью — пером или кистью.
Во время работы показываю перовые рисунки больших мастеров.
При этом не забываюо главных своих задачах: не только обучить ребят основам линогравюрной техники, но и сохранить индивидуальность учащихся. Освободиться от стереотипа, который неизбежно возникает, когда класс выполняет одну и ту же работу.
Андрей Глазков, 12 лет. Заставка к сказке. Линогравюра. СШ № 50, Рязань. |
Тут-то и пришли на помощь сказки А. С. Пушкина. Распределив отрывки текста между учащимися, я поручил каждому проиллюстрировать свой отрывок. Индивидуальное задание стало органичной частью учебной программы.
В зависимости от качества материала, технического умения, художественного вкуса одни учащиеся выполнили гравюры в силуэтной манере, другие — штрихом. Но своеобразие не в технике. Оно в самом видении мира. В том, что ребята не скованы. Всё, что они рисуют, они видят внутренним взором. Каждая гравюра не только зримая пушкинская строка, это искорка детской фантазии и непосредственности, представления детей о добре, правде и красоте.
С. АНФИМОВ
Андрей Попов, 12 лет. Иллюстрация к «Сказке о рыбаке и рыбке». Линогравюра. СШ № 50, Рязань. |
ЕСЛИ ХОЧЕШЬ БЫТЬ ВОЛШЕБНИКОМ
Среди современного многоэтажья нового столичного района Бибирево никто и не замечал этот неприметный дом — районный Дом пионеров. Но вот однажды зажглись в его окнах пёстрые витражи. И ожил дом. Теперь каждый прохожий знает: здесь обитают весёлые художники, маленькие балерины, умельцы на все руки и другой интересный непоседливый народ.
Как-то раз «заманили» эти витражи и взрослого человека, Алексндра Валентиновича Иванова, только что закончившего Строгановское училище. Понравилось ему в Доме, и Александр Валентинович стал руководить единственным в Москве кружком монументального искусства.
— Приступив к работе, я поставил перед собой две задачи: во-первых, научить детей понимать искусство, во-вторых, вместе с ребятами своими руками сделать Дом пионеров красивым и уютным,— рассказывает педагог.
Начали мы с занятий рисунком и живописью, изучали цвет, композицию. Постепенно перешли к эскизам будущих панно, мозаик, витражей. А позднее — к воплощению наших замыслов в жизнь. Так, на лестнице вместо обычного окна появился «Алый парус» — первая большая работа кружка. Потом сделали витражи на других этажах. Чтобы оживить скучные коридоры, отбирали лучшие эскизы, и ребята сами расписывали стены. Помимо витражей, настенной живописи, решили использовать в оформлении технику сграффито и жёсткий гобелен. Эти работы уже выставлены на первом этаже Дома пионеров.
Кружок монументального искусства при Кировском Доме пионеров пока единственный в Москве. Чем он занимается? Обучает ребят волшебству — делать так, чтобы ожили стены, заговорили окна, засмеялись потолки. Сказка? Нет. Просто доброта плюс фантазия, которые ребята вкладывают в свою работу. Но возможно ли организовать такие кружки везде, с любыми ребятами? Безусловно. Ребята занимаются в нём самые обычные, разве что чуть более внимательные ко всему на свете. Да руководит кружком очень добрый, влюблённый в своё дело человек. А остальное зависит от тебя — только пожелай!
Елена ЩЕДРОВА, юнкор Кировского Дома пионеров, Москва
Журнал «Юный художник» №10. 1982 г.
На аватаре: Ира Рубашкина, 12 лет. Пионерский костёр. Гуашь. Красноярск.