Выставка детского творчества в Кремлёвском Дворце съездов и Центральном Доме художника в Москве увеличить изображение
Выставка детского творчества в Кремлёвском Дворце съездов и Центральном Доме художника в Москве

«МОЯ РОДИНА — СССР» — под таким названием в дни работы XIX съезда ВЛКСМ состоялась выставка детского творчества в Кремлёвском Дворце съездов и Центральном Доме художника в Москве.

Свыше десяти тысяч работ поступило на конкурс, объявленный «Юным художником» в честь 60-летия образования СССР и 60-летия Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина. Лучшие из них были представлены на выставке.

 

Красочен мир детского творчества, яркого, образного, запоминающегося. С интересом знакомились зрители с произведениями изобразительного и декоративно-прикладного искусства, с большим старанием и мастерством выполненными пионерами и школьниками, учащимися детских художественных школ, изостудий и кружков. Обширна география участников экспозиций, разнообразны виды их творчества: расшитые рушники с Украины; керамика из Казахстана и Грузии; тиснение по коже и ткачество из Эстонии; вологодские кружева, сувениры, украшенные бисером, с Таймыра; фигурки животных, вырезанные из камня юными тувинскими умельцами...

Живописные и графические работы рассказали о революционном прошлом нашей Родины и её сегодняшних героических буднях, о боевых и трудовых подвигах комсомольцев, о славных делах пионерии, о спорте и любви к родной природе.

На выставке редакция журнала встретилась с московскими школьниками — юными любителями изобразительного искусства. Видные советские художники рассказали о своем творчестве, ответили на многочисленные вопросы.

Выставка «Моя Родина — СССР» получила высокую оценку гостей и делегатов XIX съезда ВЛКСМ.

Москва. Кремлёвский Дворец съездов. Делегаты XIX съезда ВЛКСМ на выставке детского художественного творчества. Фото журнала «Юный художник».
Москва. Кремлёвский Дворец съездов. Делегаты XIX съезда ВЛКСМ на выставке детского художественного творчества. Фото журнала «Юный художник».

 

КРАСНОЯРСК

Наша изостудия находится в новом здании Дома культуры «Комбайностроитель». В студии занимаются дети от 6 до 16 лет. Как правило, ребят приходит много, принимаем всех, но остаются обычно наиболее трудолюбивые, ведь рисование — дело серьёзное. Это труд, большой труд.

Оля Губернюк, 10 лет. Два друга. Гуашь. Дивногорск Красноярского края.
Оля Губернюк, 10 лет. Два друга. Гуашь. Дивногорск Красноярского края.

 

Вот что говорят о студии сами ребята:

 

Оксана Юдина (5-й класс): Когда иду в студию, испытываю такое чувство, будто сейчас должно произойти что-то волшебное, необычайное.

Таня Мезина (5-й класс): Изокружок помогает учиться, познавать жизнь. В кружке много интересных занятий. Без рисования нельзя жить. Когда рисуешь, то в красках лучше выражаешь свои мысли, чувства. Я бы хотела, чтобы кружок работал каждый день.

Юля Тимофеева (6-й класс): С детства люблю рисовать. К рисованию у меня особое чувство. Когда работа удаётся, мне радостно, кажется, что рисунок оживает.

Лиля Косторная (2-й класс): Я хожу в изостудию уже третий год. Здесь рисовать гораздо интереснее, чем дома. Потому что, если что-то не получается, Алла Николаевна объяснит.

Дима Бологов (4-й класс): Когда рисуешь, не хочется думать ни о чём другом. Плохое настроение переходит в хорошее. И я отдаю все силы, чтобы рисунок удался.

Марина Илимаскина (4-й класс): Когда у меня получается, то хочется прыгать до потолка, а когда не получается, злюсь на свои незнания.

Лена Косторная (8-й класс): У нас в студии занимаются ребята разных возрастов — и первоклашки и десятиклассники. Это интересно: все могут учиться у натуры и друг у друга.

А. ОРЛОВА

 

Рая Евсеенко, 12 лет. Комсомолец. Гуашь. Дивногорск Красноярского края.
Рая Евсеенко, 12 лет. Комсомолец. Гуашь. Дивногорск Красноярского края.

 

РЯЗАНЬ

«Если ученик не научится в школе сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать»,— писал Л. Толстой. Один из самых творческих школьных предметов — рисование. И чуть ли не один из самых сложных, если педагог не ограничивается задачей приобщить детей к изобразительной грамоте, если он старается развить в своём маленьком ученике способность видеть, воображать.

Например, в работе с натуры ребята удовлетворяются характеристикой света и тени, не обращают внимания на рефлексы. Однажды, когда мы рисовали кувшин с лимоном, я сказал:

— Рисуем натюрморт с двумя лимонами и тремя окнами.

Как оживился класс, с какой прямо-таки научной любознательностью стали присматриваться ребята к отражению лимона на поверхности кувшина, к отражению окон.

Мы выполняем аппликации из листьев, сочиняем и печатаем по трафарету узор на ткани, выдавливаем узор на металлической фольге, набираем мозаику из бумаги, плёнок, камешков, зёрен и других материалов, склеиваем цветные витражи, оформляем макеты книг.

С особым увлечением знакомятся ребята с гравюрой на линолеуме. Почему мы избрали линогравюру? Линолеум очень распространённый материал, податлив и прочен, даёт чёткие оттиски. Техника вырезания несложна и доступна всем в обычных школьных условиях.

В линогравюре многообразие видимого мира передаётся условно через соотношение светлого и тёмного, штриха, линии, через силуэт. Чтобы ребячья мысль привыкла к графическому способу изображения, необходимо заниматься рисунком чёрной тушью — пером или кистью.

Во время работы показываю перовые рисунки больших мастеров.

При этом не забываюо главных своих задачах: не только обучить ребят основам линогравюрной техники, но и  сохранить индивидуальность учащихся. Освободиться от стереотипа, который неизбежно возникает, когда класс выполняет одну и ту же работу.

Андрей Глазков, 12 лет. Заставка к сказке. Линогравюра. СШ № 50, Рязань.
Андрей Глазков, 12 лет. Заставка к сказке. Линогравюра. СШ № 50, Рязань.

Тут-то и пришли на помощь сказки А. С. Пушкина. Распределив отрывки текста между учащимися, я поручил каждому проиллюстрировать свой отрывок. Индивидуальное задание стало органичной частью учебной программы.

В зависимости от качества материала, технического умения, художественного вкуса одни учащиеся выполнили гравюры в силуэтной манере, другие — штрихом. Но своеобразие не в технике. Оно в самом видении мира. В том, что ребята не скованы. Всё, что они рисуют, они видят внутренним взором. Каждая гравюра не только зримая пушкинская строка, это искорка детской фантазии и непосредственности, представления детей о добре, правде и красоте.

С. АНФИМОВ

 

Андрей Попов, 12 лет. Иллюстрация к «Сказке о рыбаке и рыбке». Линогравюра. СШ № 50, Рязань.
Андрей Попов, 12 лет. Иллюстрация к «Сказке о рыбаке и рыбке». Линогравюра. СШ № 50, Рязань.

 

ЕСЛИ ХОЧЕШЬ БЫТЬ ВОЛШЕБНИКОМ

Среди современного многоэтажья нового столичного района Бибирево никто и не замечал этот неприметный дом — районный Дом пионеров. Но вот однажды зажглись в его окнах пёстрые витражи. И ожил дом. Теперь каждый прохожий знает: здесь обитают весёлые художники, маленькие балерины, умельцы на все руки и другой интересный непоседливый народ.

Как-то раз «заманили» эти витражи и взрослого человека, Алексндра Валентиновича Иванова, только что закончившего Строгановское училище. Понравилось ему в Доме, и Александр Валентинович стал руководить единственным в Москве кружком монументального искусства.

 

— Приступив к работе, я поставил перед собой две задачи: во-первых, научить детей понимать искусство, во-вторых, вместе с ребятами своими руками сделать Дом пионеров красивым и уютным,— рассказывает педагог.

Начали мы с занятий рисунком и живописью, изучали цвет, композицию. Постепенно перешли к эскизам будущих панно, мозаик, витражей. А позднее — к воплощению наших замыслов в жизнь. Так, на лестнице вместо обычного окна появился «Алый парус» — первая большая работа кружка. Потом сделали витражи на других этажах. Чтобы оживить скучные коридоры, отбирали лучшие эскизы, и ребята сами расписывали стены. Помимо витражей, настенной живописи, решили использовать в оформлении технику сграффито и жёсткий гобелен. Эти работы уже выставлены на первом этаже Дома пионеров.

 

Кружок монументального искусства при Кировском Доме пионеров пока единственный в Москве. Чем он занимается? Обучает ребят волшебству — делать так, чтобы ожили стены, заговорили окна, засмеялись потолки. Сказка? Нет. Просто доброта плюс фантазия, которые ребята вкладывают в свою работу. Но возможно ли организовать такие кружки везде, с любыми ребятами? Безусловно. Ребята занимаются в нём самые обычные, разве что чуть более внимательные ко всему на свете. Да руководит кружком очень добрый, влюблённый в своё дело человек. А остальное зависит от тебя — только пожелай!

 

Елена ЩЕДРОВА, юнкор Кировского Дома пионеров, Москва

Журнал «Юный художник» №10. 1982 г.

 

На аватаре: Ира Рубашкина, 12 лет. Пионерский костёр. Гуашь. Красноярск.