Итоги конкурсов
Статьи
ЧТО ВЫ ЗНАЕТЕ О ПЕРСПЕКТИВЕ увеличить изображение
ЧТО ВЫ ЗНАЕТЕ О ПЕРСПЕКТИВЕ

 

В теории, плоскость картины, или так называемая «картинная плоскость» перпендикулярна предметной плоскости. На практике это не всегда так.

В эпоху Возрождения перспективное изображение получали на прозрачном экране. Однако художественные произведения создаются на бумаге, картоне или холсте. Но ведь эти материалы непрозрачны! Как же быть?

 

Наш глаз устроен так, что может обеспечить чёткое видение строго ограниченного и весьма небольшого пространства, которое называется полем ясного зрения. Угол, под которым мы видим это поле, настолько мал, что его можно смело назвать главным лучом зрения. Чётко, детально мы видим только то, что попадает в поле ясной видимости; всё, что лежит около этого поля, мы тоже видим, но гораздо менее ясно.

Предметы более удалённые будут различаться ещё хуже — это так называемое боковое зрение. Чтобы их рассмотреть, необходимо перевести глаза или даже повернуть голову.

Чтобы увидеть постановку целиком, нужно заставить себя смотреть в её центр, тогда боковое зрение обеспечит восприятие всех предметов, но без мелких деталей. Эта способность смотреть на один предмет, а видеть всю группу очень важна для художника, и её следует всемерно развивать.

 

Теперь обратимся к рисунку 1. Главный луч А направлен в центр постановки, на большой кувшин. Боковое зрение охватывает всю постановку — маленький кувшинчик, яблоко и табуретку. Если затем вообразить перед натюрмортом прозрачную плоскость Б, расположенную перпендикулярно главному лучу, то она и будет картинной плоскостью, а изображение предметов на ней — перспективным изображением натюрморта. Беда в том, что эта «картина» существует только в воображении художника (ведь плоскость-то условная).

Рис. 1
Рис. 1

Положение воображаемой картинной плоскости в пространстве, а значит, и направление главного луча зрения художника может меняться произвольно, по желанию автора произведения. Поэтому художник имеет возможность (часто только силой своего воображения) как бы «заставить» зрителя увидеть знакомые предметы или явления в необычном положении, в более выразительном ракурсе, передать ему своё видение мира, вызвать те или иные эмоции. Значит, умея использовать законы перспективы, художник способен усилить выразительность произведения.

 

Разглядывая рисунок, вы можете убедиться, что изображение в плоскости Б (картинной плоскости) всегда будет меньше натуры. Значит, и рисунок на реальной картине, на листе бумаги, для того, чтобы быть естественным, реалистичным, тоже должен быть меньше натурального размера постановки. Иначе трудно передавать соотношения между предметами, их отдельные пропорции получаются с искажениями, особенно у начинающих художников. Рисунок больше натурального размера кажется неестественным: вроде и похоже, а всё не то, что на самом деле!

 

Чтобы получить изображение реального натюрморта, необходимо, разумеется, нарисовать его. Попробуйте на месте воображаемой плоскости Б установить лист бумаги — и вы ничего не увидите! Как же быть? Ответ прост: нужно закрепить лист бумаги на мольберте или листе фанеры, доске. Поставить мольберт так, чтобы главный луч зрения В, направленный в центр листа, был бы к нему перпендикулярен. Мольберт не должен загораживать постановку.

 

Вот теперь, когда лист бумаги расположен в пространстве относительно глаза художника так же, как и воображаемая плоскость Б, мы можем считать его реальной картинной плоскостью. Но стоит изменить угол наклона доски, и лист потеряет значение картинной плоскости, а значит, изображение натюрморта получится с искажениями.

 

Для того чтобы мы могли боковым зрением охватить всю постановку целиком, необходимо сесть от натюрморта на расстояние, в 2—3 раза превосходящее максимальный размер постановки (например, высоту). Только тогда мы увидим всю её целиком и при этом достаточно ясно. Чем больше изображаемый объект, тем дальше от него следует сесть, но не слишком, иначе мы не сможем разглядеть мелкие детали и объёмы.

Рис. 1
Рис. 1

Мы рассмотрели несколько закономерностей, без которых невозможно грамотно рисовать с натуры. Но прежде чем переходить к изображению объёмных предметов, необходимо выполнить ряд упражнений для того, чтобы натренировать руку, развить глазомер, познакомиться с правилами построения изображения. Иначе любой начинающий художник начнёт срисовывать видимые контуры предметов, не понимая взаимосвязи между элементами, из которых они состоят. Рисунок получится плоскостным и дробным.

 

Упражнения, которые я вам предложу, необходимо выполнять в строгой последовательности, не забегая, вперёд, чётко представляя себе задачи, и стремиться сделать их как можно лучше, аккуратнее. Если с первого раза не вышло, следует повторять упражнение до тех пор, пока не получится правильно и красиво.

 

Все упражнения, приведенные на иллюстрациях, выполнены на 1/4 листа (формат № 12). Время, отведённое на каждое упражнение,—1,5 часа (3 урока по 45 минут). Их авторы — учащиеся 1-го класса ДХШ № 7 Оля Дагаева, Наташа Гусева, Таня Сальникова.

 

Итак, упражнение 1.

Его смысл в том, чтобы натренировать руку в проведении прямых линий.

Сначала наносите вертикальные линии по всей высоте листа на некотором расстоянии одна от другой. Рука должна быть, прямой и двигаться только в плече. Поэтому сесть за мольберт нужно так, чтобы вытянутой рукой свободно касаться листа бумаги, а спиной прочно опираться на спинку стула. Карандаш держите так, как показано на рисунке 2.

 

Рис. 2
Рис. 2
Надо следить за тем, чтобы линии проводились на одинаковом расстоянии, чтобы они действительно были вертикальными и прямыми.

Потом по всей ширине листа наносятся горизонтальные линии. Рука также должна быть прямой. Выполняя это упражнение, вы сами убедитесь в том, что провести прямые линии очень и очень непросто.

 

Упражнение 2.

Оно служит для развития глазомера. Кроме того, позволяет выработать очень важное качество — навык проверки.

Сначала наносятся 6 горизонтальных линий, как показано на рисунке 3.

Рис. 3
Рис. 3

Потом последовательно (сверху вниз) эти линии делятся соответственно на 2, 4, 8, 3, 6, 5 частей. Все деления производятся только на глаз. После того как разделили первую линию пополам, обязательно проверьте, верно ли сделали, и в случае ошибки исправьте её. Таким же образом выполняется всё задание.

Потом наносятся вертикальные линии (рис. 3) и тоже делятся на 2, 4, 8, 3, 6, 5 частей. Порядок выполнения такой же, как и в предыдущем случае.

 

Следующий этап работы: проводятся две пересекающиеся линии — горизонтальная и вертикальная; они образуют центр будущей окружности. На этих линиях, обязательно на глаз (с последующей проверкой), наносятся на равных расстояниях от центра точки, обозначающие концы диаметров. Затем через точки проводится окружность. На отдельном листе целесообразно нарисовать таким образом несколько окружностей разного диаметра, причём, когда почувствуете некоторую уверенность, можно попробовать очертить окружности одним движением (не отрывая карандаша от бумаги и без разметки диаметров).

 

Для развития глазомера попробуйте разделить окружность на 3 и 6 частей. Для проверки соедините точки деления хордами — должен получиться равносторонний треугольник.

 

Упражнение 3 даёт вам возможность убедиться на собственном опыте в необходимости вспомогательных построений.

Сначала попробуйте нарисовать орнамент из четырёхлучевых звезд без всяких предварительных построений (рис. 4).

Рис. 4
Рис. 4

Наверняка такой орнамент у вас получится кривым и очень неаккуратным. Для того чтобы рисунок был правильным, чётким, желательно прежде всего изучить образец — натуру. Это значит: разложить изображение на составные части, выяснить их взаимосвязи, пропорции и только потом начать рисунок.

 

Разглядывая образец, вы замечаете, что весь орнамент вписывается в квадрат. Значит, прежде всего следует построить квадрат, именно построить, а не нарисовать, помня, что квадрат — геометрическая фигура, у которой все стороны равны, а углы при вершинах — прямые (90°).

 

Выполняя упражнение 1, вы, вероятно, убедились, что вертикальную линию гораздо проще провести, чем горизонтальную. Поэтому построение следует начинать с вертикалей — это будущие стороны квадрата. Их в верхней части листа пересечём горизонтальной линией. Но вертикаль и горизонталь пересекаются всегда под прямым углом. Значит, если все эти три линии построены правильно (ведь мы точно знали, что рисуем, и проверили правильность построений), то углы при их пересечении автоматически получаются прямыми. Тогда часть горизонта, заключённая между вертикалями, будет являться стороной квадрата.

Осталось это расстояние отложить вниз вдоль вертикалей и провести ещё одну горизонталь, которая завершит фигуру. Всё очень просто. Нужно только не забывать о проверке: нанесли линию — проверьте, правильно ли это сделали, исправьте ошибки; отложили сторону квадрата (обязательно на глаз) — уточните посредством измерения.

 

Теперь необходимо каждую сторону фигуры разделить пополам, проверить правильность делений и соединить противолежащие точки. Получается четыре квадрата. Тогда каждую из сторон новых квадратов делите ещё раз пополам. Затем, внимательно рассматривая рисунок 4, соедините найденные точки в необходимом порядке. Получится очень сложная сетка из вспомогательных линий. Чтобы она не мешала последующей работе, все линии, образующие сетку, необходимо проводить очень тонкими штрихами, не нажимая на карандаш (карандаш лучше взять ТМ). Затем необходимо найти «характерные» точки (А и Б) будущего орнамента и обвести мягким карандашом те участки построения, которые лежат между этими точками. В результате, если всё сделано правильно, получите чёткий, красивый и довольно сложный орнамент, который невозможно нарисовать столь правильно и чётко без вспомогательных построений.

А отсюда можно сделать вывод: чем сложнее изображение, которое надо построить, тем нужнее вспомогательные линии.

Рис. 4
Рис. 4

 

Упражнение 4 закрепляет навыки построения изображения и знакомит с понятием «пропорции». Оно выполняется с натуры и по частям. Сначала высушенный листок липы (берёзы, тополя — словом, любой простой по форме) наклеивается на белую бумагу и кнопкой крепится на мольберте рядом с чистым листом ватмана.

Первый этап работы — анализ, изучение натуры. Постарайтесь установить, под каким углом к вертикали расположена центральная жилка листа, прямая она или нет. Это даст возможность определить направление всего рисунка. Затем выясните характер очертаний листа — ведь его можно вписать в простую геометрическую фигуру (в данном случае — в прямоугольник) (рис. 5).

Рис. 5
Рис. 5

Теперь уточните, какой получится прямоугольник: вытянутый по вертикали или по горизонтали, наклонен ли и насколько относительно вертикали? Меньше (или больше) ширина прямоугольника его высоты — то есть определите пропорции листа.

На этом анализ можно закончить и начать работу карандашом. Изобразите прямоугольник, проверив правильность его размера, наклона, характерных пропорций — вписывайте в него конкретный контур листа, причём без мелких деталей. Когда характер контура будет проверен, уточнён и рисунок листа станет похож на натуру, можно приступать к проработке мелких деталей.

Такой способ построения называют рисованием от общего к частному. Он способен привести к правильному результату, к успеху.

Аналогично первому изображению строятся и все остальные, постепенно усложняющиеся,— лист клёна, рябины, акации, каштана.

В самом начале работы над заданием целесообразно обратить внимание на компоновку. Для этого желательно сделать обобщённые наброски листьев, чтобы убедиться, все ли они поместятся и красиво ли будут расположены на вашем рисунке.

 

А. ГАНГАРДТ, директор ДХШ № 7, Москва

Журнал «Юный художник» №3. 1985 г.

 

На аватаре: В. Ерофеев. Курские красавицы. Масло. 1978 г. Государственная Третьяковская галерея.