МУЗЕЙ ИГРУШЕК увеличить изображение
МУЗЕЙ ИГРУШЕК

У подножия Альп приютился австрийский город Зальцбург, прославившийся тем, что в нём родился и жил Вольфганг Амадей Моцарт. Часами можно скитаться по его узеньким, петляющим улочкам, бродить по скверам и паркам с зеркальными прудами, рассматривать фасады старинных домов с гербами, восхищаться утопающими в цветах и зелени балконами, провожать взглядом фаэтоны с туристами, осматривающими достопримечательности города. А среди его достопримечательностей есть и зальцбургский музей игрушек.

 

Здание музея привлекает не столько своей архитектурой, сколько датой его постройки — 1327 год! Многое повидал на своем веку этот дом, пока не сделался музеем, известным под названием Каролино Августеум.  Нашлось в нём место и для игрушек.

Здание музея игрушек в Зальцбурге
Здание музея игрушек в Зальцбурге

Началом экспозиции послужила частная коллекция народных игрушек. Со временем она разрослась, пополнилась редкостными экспонатами, которые прибывали не только из разных уголков Австрии, но и из многих стран Европы.

Поднимаясь по лестнице, я услышала детские голоса, топот ножек, что совсем не вязалось с моим представлением о музейной тишине и порядках. Уж не случилось ли чего? В следующую минуту всё выяснилось. В просторной комнате играли ребятишки. Кто разъезжал на велосипедике, кто нянчил куклу, кто не сводил глаз с игрушечного поезда, мчащегося по рельсам мимо миниатюрных станций и полустанков. Оказывается, что после осмотра музея родители могут оставить своего малыша в этой специально оборудованной комнате, чтобы тот наигрался вволю.

Целая анфилада комнат раскрывает перед посетителем невероятный, сказочный мир. Какое мастерство, какие материалы, какое богатство красок понадобились для того, чтобы создать все эти маленькие шедевры, превзошедшие даже неудержимую детскую фантазию. Попав сюда, так и хочется воскликнуть, невзирая на возраст: „Эх, поиграть бы!“

Экспозиция открывается коллекцией деревянных крашеных игрушек. Собирались они в окрестных селениях, где подобные фигурки мастерятся вот уже четыреста лет. Тут и рыцари-всадники, и медведи-кузнецы, и пестроцветные птицы.

В следующем зале перед глазами предстает поистине графическая картина: на чёрном бархатном фоне серебрятся всевозможные маленькие фигурки. Мастер Андреас Гильперт (вторая половина XVIII века) отливал такие миниатюрные фигурки из олова. С той поры и ведёт свое начало история оловянных игрушек. На белый свет появились храбрые оловянные солдатики, цирковые акробаты, кареты с упряжкой буйных лошадей. . .

Цирк приехал!!!
Цирк приехал!!!

Затем следуют глиняные игрушки. Покрытые цветной глазурью, несколько аляповатые на вид, они вызывают в памяти шумные, многолюдные ярмарки, оглашаемые глиняными свистульками и окаринами.

 

В том, как и из чего сделаны игрушки отразилось развитие техники.

Со временем кустарное производство уступает место индустриальному. В 1850 году в немецком городе Нюрнберге начинается массовое производство игрушек из прессованной листовой жести. Так появились любимые детворой и по сей день паровозики, автомобили, скачущие обезьяны, клоуны с зонтиками. Более совершенные механические игрушки уже не только двигались, но и таили в себе всевозможные хитроумные секреты.

Переходя из зала в зал, на каждом шагу встречаешь любимую, вечную куклу. Это может быть и простенькая, тряпичная кукла с нарисованным лицом, и красавица с фарфоровым личиком в обрамлении золотистых кудрей. Самая старая кукла, датируемая XVII столетием, вывезена из Испании.

Миновав несколько залов мы оказываемся среди современных говорящих, поющих, плачущих, шагающих прелестнейших кукол.

В музее есть также композиция игрушек, которые позволяют представить себе, как жили и работали люди в разные времена. Все детали домашнего быта воспроизведены до мельчайших подробностей. Так и хочется взять в руки разрисованный миниатюрный обеденный сервизик, накрыть на стол, расставить вокруг него стульчики и рассадить на них кукол.

Игрушки, собранные в этом музее, повествуют о большом искусстве умения создавать радостный, сказочный мир. А создавали его известные и неизвестные умельцы-мастера, которые очень любили детей.

 

ДИМИТРИНА ЙОСИФОВА

Журнал "Картинная галерея" (издание Союза болгарских писателей и Союза болгарских художников) № 9, 1983 г.

 

Интерьер как будто бы специально был сделан для детского музея
Интерьер как будто бы специально был сделан для детского музея

Комната, рассказывающая как определить сколько дереву лет
Комната, рассказывающая как определить сколько дереву лет

А здесь можно поиграть с проектором
А здесь можно поиграть с проектором

Витрина с макетами мебели и рассказом как гнут древесину, чтобы получилась такая мебель
Витрина с макетами мебели и рассказом как гнут древесину, чтобы получилась такая мебель