«Мы и искусство» увеличить изображение
«Мы и искусство»

Автор Вольфганг Хютт, изд. Хеншель. 1959, Берлин (На немецком яз.)

 

 

Издательством Хеншель (ГДР) в Берлине в 1959 году выпущена полезная книга Вольфганга Хютта, озаглавленная «Мы и искусство» (введение в искусствознание и историю искусства). В ней 664 страницы, 476 чёрно-белых и 26 цветных иллюстраций. Книга рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся изобразительным искусством и архитектурой.

В ней три раздела. В первом рассказывается читателю, как научиться понимать искусство. Во втором — объясняются виды искусства, их специфика, термины, понятия. В третьем — самом значительном по объёму — даются краткие сведения по истории изобразительного искусства и архитектуры разных стран в различные периоды истории человеческого общества. Приводимые в конце издания указатели позволяют использовать книгу и в качестве справочника.

 

В первом разделе, озаглавленном «Учиться видеть», в главе «О правильном отношении к искусству» даются практические советы лицам, впервые знакомящимся с художественными произведениями в музеях и на выставках.

В главе «Необходимо правильно использовать наши чувства» говорится о восприятии зрителями произведений искусства. Большая роль отводится умению правильно описать картину. В дальнейших главах рассказывается о значении линии и плоскости, о законах пространственного и перспективного построения, об использовании цвета в картине и о психологическом воздействии различного цвета на зрителя, о композиционном построении произведений и о роли композиции, а также о других вопросах, связанных с процессом создания произведений искусства. Объясняется, как нужно смотреть скульптуру, живопись, архитектуру.

 

В разделе «Понятие о различных видах искусства» даются основные знания по архитектуре, орнаменту, скульптуре, живописи. Рассказывается о различных техниках живописи и её видах. Большое внимание автор уделяет графике.

 

В самом обширном разделе — «История искусства» — в хронологическом порядке даётся обзор искусства разных стран, причём значительное место отведено русскому искусству.

В главе «Искусство эпохи империализма» говорится о современном буржуазном абстрактном искусстве, даётся его критика, подчёркивается его субъективизм, антихудожественность. В книге освещены проблемы социалистического реализма и практика советского искусства.

Особое место уделяется творчеству прогрессивных немецких художников, связанных с рабочим движением. Оно рассматривается в главе «Пролетарское искусство и социалистический реализм в Германии». Автор книги убедительно показывает как реализм всё больше распространяется во всех странах. Характеризуя метод социалистического реализма, В. Хютт подчёркивает, что искусство на основе этого метода, многообразно и имеет широкие и светлые перспективы развития.

 

Журнал «Искусство» №5. 1960 г.