ЧЕРНИГОВСКИЕ ИЗРАЗЦЫ увеличить изображение
ЧЕРНИГОВСКИЕ ИЗРАЗЦЫ

Черниговские изразцы — одно из интереснейших явлений украинской декоративной керамики. Самые древние немногочисленные памятники можно отнести к XVI веку. Эти изразцы преимущественно неглазурованы, иногда покрыты зелёной свинцовой поливой. Лицевая плитка квадратная, её размеры в пределах 20—22 см. На изразцах расположены рельефные украшения — то вьющиеся растительные мотивы и плетёнки, напоминающие элементы рукописей XIII века, то излюбленные в эпоху Возрождения строгие мотивы кованого железа, то, в единичном случае, изображение горожанки в пышной одежде того времени.

 

Во второй половине XVII и в ХVIII в. изразцы на Украине использовались очень широко. Изготовленные, как правило, на Черниговщине, они по своим технологическим и стилистическим признакам напоминают подобные изделия стран Центральной и Западной Европы, хотя и со своими ярко выраженными локальными особенностями. Комнатные печки очень сложных форм выкладывали из изразцов, на белом фоне которых имелись изысканные, преимущественно монохромные росписи. Этим производством в начале XVIII века славились мастера Черниговского наместничества Аврам Жуков из Стародуба, Степан Желдак из Новгорода-Северского, Яков Негоразда из Погара.

 

Самым известным центром производства художественных изразцов в XVIII веко была Городня, где работал талантливый мастер Сидор Перепилка с двумя живописцами. Излюбленными сюжетами, свойственными этой мастерской (да и другим производствам) , были фольклорно-исторические и библейско-мифологические: «Всадник-швед с поднятой шпагой», «Казацкий старшина на коне с булавой и саблей в руках», «Всадник топчет лежащего на земле человека». К жанровым сценам следует отнести мотивы, передающие быт и жизнь крестьян: женщины прядут, присматривают за домашней птицей, с вёдрами идут по воду и т. д. Очень интересны аллегорические изображения: «Повешенного волка клюют птицы», «Птица клюёт черепаху», «Большой сом пожирает человека», «Огромный рак сжимает клешнями человека».

В колорите эти кафли довольно сдержанны: на белом эмалевом фоне кобальтом или марганцем нанесён рисунок, кое-где дополненный мазками жёлтого, коричневого либо зелёного цветов. Черниговские изразцы по художественному и техническому качеству были созвучны модным в то время голландским, калужским, гданьским печным украшениям.

И. Иващенко «Всадник на коне». Ичня. Собрание А. Бокотея
И. Иващенко «Всадник на коне». Ичня. Собрание А. Бокотея

На протяжении XVIII и XIX веков сельские и городские гончары продолжают производство рельефных поливных зелёных изразцов. В богатых домах они постепенно выходят из употребления, но не покидают крестьянского и мещанского жилья.

В этот период наблюдается важнейшая эволюция художественно-стилистических особенностей черниговских изразцов. В так называемых панских изразцах изображения, заимствованные из европейского искусства, графически сухие и документально-иллюстративные, уступают место народной традиционной декоративной росписи с её условным рисунком и колоритом, с её оригинальным композиционным построением.

Неизвестный мастер «Пряха» Ичня. Собрание И. Бутко
Неизвестный мастер «Пряха» Ичня. Собрание И. Бутко

Интересным очагом развития нового стиля становится Нежин, где мастера-керамисты сочетают технику росписи и колорит чужеземных образцов и подражания им с лёгкостью и непринуждённостью народного письма. Видные мастера XIX века Лаврентий Дробязко и Иван Билык помещали н плитках рисунки «фиалок», либо окаймляли цветочные композиции ромбообразными рамками, располагая по угла пучки листьев.

Неизвестный мастер «Пряха». Ичня. Собрание А. Бокотея
Неизвестный мастер «Пряха». Ичня. Собрание А. Бокотея

Вершиной развития народных росписей на изразцах, в которых окончательно восторжествовало народное понимание декоративности, являются произведения мастеров Ични.

Их творениям присущи виртуозность письма, простота и лаконизм в построении фигурных композиций. Черниговские изразцы отличаются большим разнообразием и богатством сюжетов. На них изображены символы растений, птицы, звери, кареты, лошади, всадники, бытовые сценки. Одна, реже две или три фигуры обычно стоят или сидят. Ни дверей позади, ни окон, ни пейзажа никогда не бывает, но изображается мебель — стул, стол, полка, а также растения. Фигуры повисли в воздухе — они здороваются, курят трубки, едут в экипажах, угощаются.

И. Иващенко «Курец». Ичня. Собрание А. Бокотея
И. Иващенко «Курец». Ичня. Собрание А. Бокотея

Все названные сцены — это гениальное творческое преображение виденного, это мир новый, неведомый, рождённый фантазией художника, соответствующий отвлечённым образам фольклора и сказок, выросший на почве многогранной культуры народа, его чувства красоты, a6cолютно понятный и близкий сельскому населению Черниговщины того времени. Условность колорита также идёт от традиций расписной керамики XVII—XVIII вв.

И. Иващенко «Повозка». Ичня. Собрание Н. Бутко
И. Иващенко «Повозка». Ичня. Собрание Н. Бутко

Ичнянские мастера применяли два-три цвета — тёмно-коричневый, зелёный и opaнжево-жёлтый на белом фоне. Пользуясь рожком, мастера создавали контур будущих изображений коричневой глиной. Этим же цветом они покрывали отдельные плоскости, например, ноги и гриву лошади, гребень у петуха части фигур и предметов. Изразцовые печи, создававшиеся в XIX в. видными мастерами — Осипом, Дмитрием и Лаврентием Панасенко, Степаном Огиенко, семьями Тищенко, Иващенко и другими, по композиции плиток, их колориту вполне созвучны расписной посуде —«полумискам», и иконам, и другим предметам народного интерьера того времени.

Черниговские изразцы дают ключ современному художнику для поисков новых путей художественно-образной выразительности.

 

А. Бокотей

Журнал «Декоративное искусство СССР» № 7 1974 г.