Конкурс детского творчества, посвящённый Дню защиты детей. Сроки проведения с 2 апреля по 2 июня 2021 года.
Статьи
ПЛАКАТ — НА УРОВЕНЬ ЗАДАЧ СЕМИЛЕТКИ! увеличить изображение
ПЛАКАТ — НА УРОВЕНЬ ЗАДАЧ СЕМИЛЕТКИ!

Агитплакат, не связанный с издательством, полиграфией и распространением через книготоргующую сеть, в ряде случаев оказывается более оперативным, чем печатный, издательский плакат. Это обстоятельство создало у некоторых художников неправильное представление, что печатный плакат будто бы изжил себя и на смену ему должен прийти агитплакат. А между тем в постановлении ЦК «О состоянии и мерах улучшения массово-политической работы среди трудящихся Сталинской области» говорится о плакатах типа «Окон РОСТА» лишь как об одной из форм наглядной агитации, доступной не только профессиональному, но и самодеятельному искусству. При этом даже и не ставится под сомнение необходимость выпуска издательских плакатов. «Агит-окна», имеющие малые тиражи, конечно, не могут полностью удовлетворить потребность в плакате нашей огромной страны.

 

Плакаты, представленные на выставке, недавно развёрнутой в новом выставочном павильоне Киева, в целом свидетельствуют о значительных достижениях наших издательств и творческих коллективов плакатистов. За последние годы повысилось идейно-художественное качество плаката, стала разнообразнее его тематика, заметно улучшилось полиграфическое исполнение. В творчестве многих художников-плакатистов видна тенденция к преодолению «традиционных» плакатных штампов, вялых натуралистических решений, проявляется больший интерес к овладению художественным языком плаката, к поискам новых средств образной выразительности. Этому в немалой степени способствовало пополнение рядов плакатистов молодыми талантливыми силами.

Алексей Семёнович Россаль-Воронов «Молодёжь на новые земли!» Плакат.
Алексей Семёнович Россаль-Воронов «Молодёжь на новые земли!» Плакат.

В последнее время укрепилось содружество художников-плакатистов и поэтов, главным образом в коллективах агитплаката. Отрадно и то, что значительных успехов добились плакатисты ряда союзных .республик, особенно Украины и Узбекистана. Вместе с тем приходится констатировать, что наш плакат все ещё отстаёт от требований жизни, от практики строительства коммунизма.

В настоящее время это является главным и самым серьёзным недостатком нашего политического плаката. Он влечет за собой такие отрицательные явления в плакате, как неконкретность агитации, злоупотребление общими призывами, вялость и схематизм образов, использование одних и тех же композиционных штампов и многое другое.

Значительное количество плакатов, посвящённых решениям XXI съезда КПСС, пропагандирует контрольные цифры семилетнего плана развития народного хозяйства СССР.

Контрольные цифры должны хорошо запоминаться зрителем, поэтому их графическому изображению в плакатах уделено большое внимание.

В плакате А. Кокорекина «Кузнечно-прессовые машины» изображение пресса с обозначенной на нём контрольной цифрой и текст воспринимаются с первого взгляда, надолго врезаются в память. Недаром этот простой, доходчивый плакат пользовался неизменным успехом на советских выставках в Нью-Йорке и Мексике.

 

Однако среди плакатов подобного типа есть немало таких, где тот или иной цифровой показатель изображён на фоне трафаретного индустриального пейзажа. Подобные плакаты вялы, невыразительны, и единственной агитирующей деталью в них оказывается сама цифра.

Плакат Н. Смоляка «230—240 миллионов тонн нефти получит страна в 1965 году» решен по такому же в общем принципу, но художник сумел через индустриальный пейзаж раскрыть мощь нашей нефтяной промышленности. Прямо на зрителя из трубы огромного сечения спокойно и величаво устремляется могучий поток нефти. Плакат портят невыразительный текст, приведённый выше, и вялое, скучное четверостишие, написанное на фоне нефтяного потока.

В отдельных плакатах контрольные цифры становятся самостоятельным изображением символического порядка. Наиболее удачен из них плакат А. Мордовина «Производство электроэнергии» (Москва). Крупным планом изображён распределительный щит, на котором высечено «500—520 миллиардов киловатт-часов», сильная рабочая рука включает рубильник в виде цифры «1965»; провода высоковольтной передачи идут к заводам, виднеющимся на дальнем плане. Так очень просто и наглядно показано, что к концу семилетки будут включены в промышленность новые огромные мощности электроэнергии.

А. Мордовин «Производство электроэнергии». Плакат.
А. Мордовин «Производство электроэнергии». Плакат.

Наряду с этим есть и такие плакаты, где прежде всего заметно стремление художников как можно оригинальнее «обыграть» цифру «7». Но в большинстве случаев эти затейливые изображения не повышают действенности плакатов.

Если в агитплакате И. Бабина, Г. Гаусмана, О. Маслякова (Москва), посвящённом увеличению производства сахарной свёклы, удачно найдена форма весов в виде цифры «7» (на весах— огромная очеловеченная свёкла), то в плакате Г. Лупандина (Москва) «За семь лет увеличим производство станков вдвое!» нарочито выгнутый по форме семёрки подъёмный кран воспринимается как что-то надуманное. По мысли художника, цифра «7» должна символизировать собой семилетку, подъёмный кран — индустрию. Плакат далёк от жизни, его символика чересчур умозрительна, в нём отсутствует взволнованный плакатный образ.

Плакат. Боевой Карандаш. Художник М. Беломлинский. Из-во «Художник РСФСР» 1959 г.
Плакат. Боевой Карандаш. Художник М. Беломлинский. Из-во «Художник РСФСР» 1959 г.

К концу семилетки наша страна выплавит столько стали, что из неё можно будет построить колонну тракторов, способную полтора раза опоясать земной шар. Так решили свой плакат Э. Котков и Н. Фомичёв (УССР). А в плакате М. Соловьёва (Москва) просто изображена шеренга красных тракторов и написан призыв «Сельскому хозяйству за семилетку — 1 000 000 тракторов!» Здесь дана контрольная цифра и показаны тракторы, но нет образного сравнения, дающего наглядное представление о том, как велика указанная цифра. Наглядная же агитация требует очень большой остроты и конкретности образа.

М. Соловьёв. Плакат «Сельскому хозяйству за семилетку — 1 000 000 тракторов!»
М. Соловьёв. Плакат «Сельскому хозяйству за семилетку — 1 000 000 тракторов!»

Интересен по замыслу плакат Н. Смоляка «Больше тканей год от года» (Москва). Но художник не сумел убедительно раскрыть этот замысел в изображении. С ткацких станков уходят куда-то ввысь длинные полотнища ткани. Они проходят на фоне тёмного неба с сияющими звездами и луной, как бы заглядывающей в окошко. Непонятно, почему ткань устремилась вверх, да и трудно с первого взгляда понять, что это именно продукция текстильных фабрик. И только стихи А. Гангова объясняют замысел художника: нужно дать советскому народу так много тканей, «чтобы ткани путь к Луне превышали по длине!»

Николай Петрович Смоляк. Плакат «Для советского народа больше тканей год от года» 1959 г.
Николай Петрович Смоляк. Плакат «Для советского народа больше тканей год от года» 1959 г.

Сейчас необходимо от общей агитации за решения XXI съезда КПСС и пленумов ЦК КПСС, от пропаганды контрольных цифр семилетки перейти к очень оперативной конкретной агитации за досрочное выполнение семилетнего плана. При этом особенно важна популяризация, пропаганда опыта передовиков промышленности и сельского хозяйства в яркой, образной форме.

На выставке был, например, представлен плакат А. Доброва (Изогиз) «Задумал—получилось!». В этом плакате на заднем плане изображён молодой рабочий, склонившийся над какой-то деталью неведомой машины и сосредоточенно измеряющий её циркулем. На переднем плане — тот же паренёк показан радостно улыбающимся. Сбоку на станке укреплён красный вымпел с надписью: «Победителю в соревновании за выполнение плана первого года пятилетки». В этом плакате заключён рассказ о молодом рационализаторе-изобретателе, усовершенствовавшем «какую-то» деталь «какой-то» машины и добившемся в результате всего этого «каких-то» успехов. Неясно, что именно он задумал и что у него получилось!

В силу общей неконкретности замысла плаката и самого изображения художнику пришлось ввести в него дополнительный текст на красном вымпеле. Нет нужды такой надуманный неконкретный плакат не сможет зажечь энтузиазмом сердца молодых рабочих. Им нужно показать действительный пример из жизни, ярко и глубоко раскрыть его суть средствами плакатного искусства. И ведь таких поучительных примеров можно найти в жизни сколько угодно! При этом конкретный факт действительности можно поднять до большого обобщения.

 

Художник В. Евенко из Узбекистана рассказал о поучительном случае из своей творческой практики. Бригада узбекских плакатистов выехала работать на один из заводов. Рабочие в беседе с ними дали им много конкретных злободневных тем. В частности, они обратили внимание художников на то, что в литейном цехе выпускается до 20 процентов брака. Причина брака заключалась в неправильной конструкции изложницы. Художники с помощью рабочих внимательно ознакомились с литейным процессом и сделали яркий доходчивый плакат с призывом: «Рационализатор, подумай!» После этого поступило много рационализаторских предложений. Плакат помог изжить брак.

Коллективы агитплаката Москвы и Ленинграда за последнеенее время тоже установили тесные связи с рядом заводов и строек своих городов. Это можно только приветствовать.

Замечательный почин Валентины Гагановой породил могуччее движение, которое уже вылилось за пределы нашей страны. Но до обидного мало плакатов, помогающих развить это замечательное начинание!

Плакат О. Савостюка и Б. Успенского «Это по-коммунистически, стал передовым—иди помогай отстающим!», выпущенный Изогизом, оставляет чувство неудовлетворённости. Ибражённая на плакате молодая работница стремительно уходит из цеха. В руке у неё свёрнутая в трубочку бумага. Естественее всего предположить, что перед нами — молодая работница, окончившая без отрыва от производства десятку с аттестатом зрелости в руке, и теперь идущая учиться в институт. Но текст плаката зовёт передовиков производства переходить в отстающие бригады и поднимать их до уровня передовых!

Плакат лишён острого изобразительного решения, выражающего замысел авторов. Порывистое движение героини непонятно. Трудно определить также, что за бумага у неё в руке. А ведь в плакате не должно быть лишних, и тем более непонятных деталей. Очевидно, художникам нужно было просто чем-то занять руки работницы!

О. Савостюк, Б. Успенский «Это по-коммунистически, стал передовым—иди помогай отстающим!» Изогиз.
О. Савостюк, Б. Успенский «Это по-коммунистически, стал передовым—иди помогай отстающим!» Изогиз.

В отличие от плаката Савостюка и Успенского московский агитплакат № 415 прославляет конкретный трудовой подвиг Валентины Гагановой. Художник В. Коновалов проявил большую изобретательность, но она не пошла на пользу решениюэтой темы.

Плакат по диагонали пересекает символическая кривая роста производительности труда, по ней, как по лестнице, легко, и несколько даже игриво взбегает Валентина Гаганова, увлекая за собой одну из подруг, остальные девушки радостно и оживлённо гурьбой следуют за ними. Всё это напоминает более всего какую-то массовую игру, что-то вроде «горелок» или «ручейка». Здесь нет подлинной героики труда намёка на трудности, которые пришлось преодолеть Гагановой и её бригаде.

Изобразительная метафора не сделала плакат более ярким и доходчивым, более острым и действенным, не помогла раскрыть величие и красоту трудового подвига Гагановой. Несколько тяжеловесные стихи А. Жарова тоже не спасают положения:

«Вот коммунизма зримые черты:

Гаганова, достигнув высоты.

О личной выгоде не помышляет.

Во имя общей цели подвиг свой

С бригадою другой победно повторяет».

Эти строчки не отвечают изображению и не могут сообщить плакату большую проникновенность.

Можно приветствовать ценный почин коллективов московского и киевского агитплаката, начавших выпускать плакаты с портретными изображениями героев семилетки — передовиков промышленности и сельского хозяйства. Но пока что эти плакаты страдают одним общим недостатком. Вместо того чтобы ярко и остро раскрывать сущность новых методов, применённых конкретными передовиками промышленности и сельского хозяйства, они попросту рекламируют того или иного Героя Социалистического Труда и цифровые показатели его достижений. Общие призывы подражать этим людям содержатся, как правило, в стихотворных текстах, также не раскрывающих суть новаторства.

Знаменитая доярка Прасковья Коврова, ласково обняв корову, позирует с лавровым венком через плечо на фоне гигантского бидона с молоком, где обозначена внушительная цифра надоя (художник Б. Белопольский, поэт А. Жаров).

Позируют и мастер высоких урожаев Фёдор Генералов в плакате художника В. Говоркова со стихами Эмиля Кроткого и знатный шахтёр Николай Мамай, стоящий выше облаков, на гигантской горе добытого им угля (плакат художников Г. Валька и Л. Народицкого со стихами А. Жарова).

Г. Вальк, Л. Народицкий. «Передовики семилетки» (забойщик Н. Мамай). Плакат. 1959 г.
Г. Вальк, Л. Народицкий. «Передовики семилетки» (забойщик Н. Мамай). Плакат. 1959 г.

В плакате А. Долотина и А. Капитана (Киев), посвящённом достижениям замечательной доярки Марии Савченко, видно желание раскрыть тему занимательно, с неожиданной стороны. «Штурман» Мария Савченко плывёт на корове, превращённой в корабль, по волнам молочной реки. Но и этот плакат, с сущности, только рекламирует успехи знатной доярки. Кстати сказать, в нём заметно влияние далеко не лучших образцов торговой рекламы.

 

Нужно прямо сказать, что плакаты такого типа страдают неконкретностью, хотя и посвящены вполне определённым лицам и их трудовым победам.

Эти агитплакаты в большей или меньшей степени несут на себе печать традиционных штампов, сложившихся в издательском плакате. Человек труда изображается статично, он попросту позирует с атрибутами своей профессии, своего труда. Агитационно-пропагандистское начало выражено главным образом цифровыми показателями достижений и более или менее удачными призывными стихами, обращёнными к тем, кто должен следовать примеру передовиков. Всё это ещё раз свидетельствует о слабой связи художников с жизнью народа.

Б. Зеленский. Плакат. 1950 г.
Б. Зеленский. Плакат. 1950 г.

В таких плакатах важно ярко и вдохновенно раскрывать суть новаторства передовиков, показывать, на чём основаны их достижения и какая реальная польза от них для народа. Вместо этого в некоторых плакатах излишне акцентируются такие детали, как лавровые венки и золотые звёзды героев труда.

Интересную попытку создать обобщённый образ рабочего, используя при этом портрет конкретного передовика производства, представляет собой плакат В. Кармазина «Как ты выполняешь семилетку?» (Изомузгиз УССР). В основе изображения — образ бригадира Ю. Куцого. Знатный мастер обращается с вопросом к зрителю. Художник удачно использовал традиции плаката Моора «Ты записался добровольцем?»

 

Темы, обобщающие определённые исторические закономерности, темы, связанные не только с задачами сегодняшнего дня, но и раскрывающие перед народом величественные перспективы будущего, занимают видное место в нашем плакате.

Борьба за коммунизм, за мир во всём мире и укрепление дружбы между народами, невиданный расцвет советской науки, забота об увеличении производительности труда в промышленности и сельском хозяйстве — все это задачи, рассчитанные на длительное время. Но именно при решении в плакате таких обобщающих тем чаще всего и проявляется поверхностная иллюстративность, при которой изображение становится формальной иллюстрацией к слишком общему тексту призыва. Это порождается чаще всего слабым знанием изображаемого объекта.

Так возникают стандартные композиции, где тексты призывов сопровождают вялые изображения одной или нескольких человеческих фигур, полуфигур, голов, где назойливо повторяются призывно поднятые руки, указующие персты, «сверлящие» зрителя глаза и т. д.

В таких плакатах чаще всего отсутствует внутренняя органическая связь изображения с текстом, так что нередко одни и те же тексты можно соединять с разными изображениями.

Подобные плакаты часто и справедливо критикуются, но их ещё выпускается много, особенно в Изогизе и некоторых других издательствах, повторяющих его ошибки. Немало было продукции этого сорта и на выставке в Киеве. Но там же достаточно ярко проявило себя и то новое, что родилось за последние годы в творческой практике наших художников. Именно это новое и представляет для нас особую ценность.

 

Плакат украинских художников Ю. Мохора и О. Терентьева «Коммунизм —это молодость мира, и его возводить молодым!» остаётся, казалось бы, в рамках традиционной схемы: в нём скомпоновано пять погрудных изображений советских юношей и девушек, олицетворяющих собой рабочий класс, колхозное крестьянство, интеллигенцию. Но почему же этот плакат буквально заражает нас бодростью жизни, молодым задором? Почему в нём так ярко воплотились светлый оптимизм наших дней и романтика юности?

Ю. Мохор, О. Терентьев. «Коммунизм — это молодость мира, и его возводить молодым!» Плакат. 1959 г.
Ю. Мохор, О. Терентьев. «Коммунизм — это молодость мира, и его возводить молодым!» Плакат. 1959 г.

Плакат умело скомпонован. Каждая голова дана в своём индивидуальном повороте и ракурсе, и все они расположены на разной высоте в красивом свободном ритме. Но группа в целом воспринимается монолитно.

Художники решили трудную задачу. Взгляды всех пятерых устремлены в разные точки, и, несмотря на это, мы ясно читаем, что каждый в отдельности и все вместе видят перед собой прекрасные контуры здания коммунизма — того, что создаётся их трудом сегодня.

Достоинство плаката, конечно, не в композиционных особенностях как таковых, а в том, что художники доступными им средствами передали своё радостное мироощущение. Знет призывно поднятых рук, стремительно рвущихся вперёд фигур, но плакат полон внутренней динамики, он весь — радостный порыв в будущее.

Эта динамика — и в бодрых, сияющих счастье свежем ветре, взметнувшем непокорный чуб юноши,  и в радостно летящих светлых облаках. Стрела подъемного крана и смелый росчерк самолета в лазурном небе сильнее подчёркивают стремительный порыв юности, так же как и динамичная композиция стиха Маяковского, умело введённая в само изображение. Яркая цветовая гамма усиливает общее мажорное звучание плаката. Он по-настоящему живописен. Но это особая, плакатная живопись, в которой большую роль играют и свободный контур, хорошо лепящий форму, и широкие цветовые плоскости, и даже рефлексы, сделанные по-плакатному просто, чётко, в должную меру обобщённо.

 

У нас за последнее время укоренилось мнение, что плакату будто бы противопоказана живописность, при этом обычно делаются ссылки на «Окна РОСТА» и «ОКНА ТАСС». Но ведь нельзя упускать из виду, что плакаты бывают очень различны по своей тематике, назначению и способам воспроизведения. В своё время мы боролись против низведения политического плаката до уровня слащавых, псевдоживописных картинок, в которых пропадала агитационная острота. И это было правильно. Однако нельзя отрицать, что плакату свойственна своя специфично плакатная живопись, отличная от станковой. Плакаты. Выполненные даже даже в два-три цвета, могут быть по-своему живописны. Но цветовое решение плаката в каждом конкретном случае определяется прежде всего его темой, а следовательно, и творческим замыслом в целом. При этом существенное значение имеет и способ печатания плаката.

Совершенно очевидно, что сатирические плакаты, основанные на принципах карикатуры, не нуждаются в таком цветовом решении, как рассмотренный кис Мохора и Терентьева. И если плакат размножается способом шелкографии, то оригинал для него нужно делать также максимально упрощённо, в три-четыре краски, без полутонов, по принципу плоскостных заливок.

Печатание офсетным способом открывает перед плакатистом значительно более широкие возможности, которыми, однако, не нужно злоупотреблять. Важно подчеркнуть, что живопись в плакате должна  помогать ярче и острее раскрывать тему, а не быть самоцелью.

 

Отход от вялых натуралистических решений в плакате сопровождается поисками новых средств выражения. Xудожники стали проявлять больше интереса к символике. Изобразительной метафоре, аллегории.

Плакат В Карамзина «Слава мыслям, делам и свершениям торжествующего социализма!» (УССР) звучит как гимн вдохновенному труду советских людей. В нём наряду с символикой остроумно использована изобразительная метафора. На поднятой руке советского труженика гордо высится первый искусственный спутник Земли, и в его металлическом теле, как в зеркале, отражается домна — характерная деталь нашего индустриального пейзажа. Так остро и наглядно показано, что в самом факте запуска первого искусственного спутника Земли отразилась индустриальная мощь нашей державы.

 

В интересном плакате С. Шкоп «Наполним закрома зерном!» (Эстония) человеческие руки выступают как символ трудолюбия. По композиции плакат несколько напоминает кинокадр, снятый крупным планом. Темные натруженные руки бережно ссыпают в хранилище золотистое зерно, и это по цепи ассоциаций вызывает у нас представшие о золотых руках, собирающих богатые урожаи.

Плакат привлекает своей радостно-звонкой цветовой гаммой, построенной на контрастах. Коричневатые, с фиолетовыми тенями руки заставляют светиться золотую россыпь зерна, по светлому фону которой прошла яркая синева текста, данного контуром, так. что зерно просвечивает сквозь буквы. Плакат вселяет в нас чувство бодрости, уверенности в собственных силах. В нём видна большая наблюдательность художницы, сумевшей характерную деталь, остро подмеченную в жизни, поднять до большого символического обобщения.

 

Агитируя за расширение кукурузных посевов, наши плакатисты в последние годы неоднократно обращались к аллегорическому изображению кукурузы. Это позволяет иногда более остро и занимательно решать серьёзную тему. Но, к сожалению, здесь её начал вырабатываться известный шаблон, повторение однажды найденных решений.

Необычен по своему замыслу агитплакат И. Дзюбана «Шире дорогу на наши нивы кукурузным посевам!» (Киев). Кукуруза представлена молодой дивчиной в украинском национальном костюме, уверенно шагаающей по нивам и по-хозяйски измеряющей их для своих будущих посевов. Яркий жизнерадостный плакат интересен и тем, что в его цветовом строе сочетаются традиционные краски украинского орнамента.

 

Многие века мечтали народы Средней Азии об орошении плодороднейших земель пустынь. Немало красивых сказок и легенд породила народная фантазия... Но только в наше советское время начали сбываться эти мечты. Именно этот мотив и лёг в основу плаката А. Россаля «Воду Голодной степи!» (Узбекистан). Он красив и выразителен по композиции. Контуры фигуры легендарного Фархада, прорубающего скалы, чтобы дать людям желанную воду, повторяются в силуэте реальной фигуры нашего современника — советского человека, открывающего символический кран мощной оросительной системы. Частное, обыденное действие — включение оросительного канала — сведено здесь до символического обобщения. Поэтому советский человек и представлен в могучем порыве борьбы за орошение пустыни.

 

В плакатах, посвящённых международной тематике —борьбе против сторонников «холодной войны», за мир и дружбу между народами,— художникам значительно чаще приходится иметь дело с такими понятиями, которые трудно воплотить в конкретных, убедительных образах. И здесь на помощь плакатистам приходят аллегории, символы, метафоры, крылатые выраженения и т. д.

В плакате В. Брискина «Военные налоги» (Москва) показывается, как ловко, исподтишка капиталист снимает с рабочего «последнюю рубашку». Делает он это постепенно, вытягивая нитку за ниткой из рубашки рабочего и тут же на пяльцах сплетая из них военное обмундирование. Образ предельно ясен и доходчив.

 

Свежо, по-новому раскрыта тема дружбы двух народов в плакате М. Митряшкина «Да здравствует советско-вьетнамская дружба!» (Изогиз). Известно, что в знак дружбы русские во Вьетнаме сажают бамбук, вьетнамцы в СССР — русскую берёзу. В основу плаката и легли символические изображения берёзки бамбука. Художник удачно нашёл меру обобщения и декоративности в плакате, так что оба деревца воспринимаются именно как символ дружбы, а не как реальные растения.

 

Но бывает и так, что художник создаёт плакат, руководствуясь своими очень субъективными образными ассоциациями. Что символизируют собой журавли, летящие над поверхностью земного шара, и мощный подъёмный кран, несущий хрупкий букетик тюльпанов, в плакате А. Россаля «Солидарность — оплот мира!», остается загадкой!

 

Тема мирного сосуществования двух общественных систем — капиталистической и социалистической — очень удачно раскрыта в плакате А. Вороны «Давайте торговать!» (УССР). В его основу положен известный призыв Н. С. Хрущёва, с которым он неоднократно обращался к деловым людям Америки во время своей поездки по США. В глубокой синеве океана спокойно плывут корабли: советский — на запад, американский — на восток; впереди высится белый кран, поднимающий груз с короткой надписью: «Сделано в СССР». Глубине и чёткости мысли плаката соответствуют простота и выразительность его композиции, лаконизм цветового решения.

 

В плакатах, выступающих против отрицательных явлений нашей действительности, против пережитков прошлого в сознании советских людей, тоже чувствуется стремление к большей остроте и глубине раскрытия темы, к повышению силы эмоционального воздействия образа.

Сразу же приковывает к себе внимание плакат Н. Терещенко «Искореним это зло!» (Изогиз). Надолго остаются в памяти гневное лицо женщины, решительно загородившей собою дверь пивной, и злое, слабовольное лицо её мужа, очевидно, уже неизлечимого алкоголика.

Мы привыкли к добродушно-юмористическим, скорее шутливым, чем гневным, изображениям пьяниц в наших сатирических журналах. А Терещенко показывает пьянство, алкоголизм как опасное зло, нетерпимое в нашем быту. Вместе с тем в плакате ощущается какая-то трагическая безнадёжность. Уж очень одинока женщина, и не верится, что её отчаяннные усилия спасут мужа и семью! Невольно в памяти возникают мрачные картины прошлого, нарисованные Достоевским. Плакат воспринимается двойственно, и это уменьшает его мобилизующую силу.

 

Борьба с бесхозяйственностью обычно выпадает из поля зрения наших издательств и художников. Поэтому редким исключением явился плакат Т. Игнатенко, осуждающий вредную практику несвоевременного ремонта сельскохозяйственных машин.

На задворках, в поле, одиноко стоит занесённый снегом трактор, а с календаря неумолимо один за другим падают листки 22, 23, 24, 25 февраля... «Время не ждёт!».

Неуютный зимний пейзаж, мутная мгла, всё это подчёркивает состояние заброшенности. Заставляет острее почувствовать преступное равнодушие к ценной технике.

 

Сатирические плакаты в настоящее время почти не выпускаются нашими издательствами. Сатирическая тематика разрабатывается фактически только в агитплакате.

В постановлении ЦК КПСС «О задачах партийной пропаганды в современных условиях» подчеркивается, что важное место во всей идеологической работе должны занять воспитание коммунистического отношения к труду и решительная борьба против всякого рода тунеядцев.

Этому посвящены многие агитплакаты Москвы, Ленинграда, Ташкента и Баку. Однако художники, выступая против тунеядцев, ограничивают себя, как правило, явлениями городской жизни.

Московский агитплакат Д. Пяткина и Е. Позднеева «Открыты юным все пути, наш паровоз, вперёд лети!» прославляет нашу боевую, жизнерадостную молодёжь, смело едущую на заводы, новостройки, в совхозы целины, чтобы отдать народу свои знания и силы, чтобы самоотверженным трудом приумножить богатства нашей Родины.

Этим юношам и девушкам противопоставлены сатирически трактованные образы другой молодёжи, которой «домашний рай всего дороже». Каждый из этих «негероев» снабжён собственным «девизом». «Я, товарищи, больной, вреден климат мне иной»,— скулит любитель выпить демонстрируя руку, повреждённую в драке.

Томная девица прикрывается свидетельством о браке: «Пусть другие едут в глушь, у меня законный муж».

Хитро улыбается папенькин сынок: «Я не против дальних мест, да устроил папа в трест».

Художники удачно соединили в одном изображении героические и сатирические образы (задача сама по себе сложная).

 

Надо сказать, что пока еще коллективы агитплаката недостаточно посвятили себя борьбе с отрицательными явлениями в промышленности и сельском хозяйстве, а также атеистической пропаганде. Правда, на выставке в Киеве были отдельные произведения, удачно раскрывающие средствами сатиры и такие темы.

В. Брискин в плакате «Что хочу, то и делаю…» выступая против местничества, прибег к остроумной метафоре, позволяющей разоблачить вредную практику некоторых руководителей совнархозов. «Герой», вооружившись пилой, отпиливает от огромного ствола дерева с надписью «для себя» очень скромный кружочек «для других совнархозов». При этом он попирает ногой «общегосударственный план». Карикатура смешна и доходчива.

 

Всеобщее внимание привлёт также плакат Ю. Трутнева «Божья коровка» («Боевой карандаш», Ленинград). Умело используя гротескную метафору, художник наглядно показал, что «божий храм» для попа — прежде всего «дойная корова», приносящая огромные барыши. Очень удачны стихи В. Алексеева, хорошо дополняющие остроумный рисунок. В плакате чувствуются традиции Моора и Дени, а стихи по своей остроте и краткости близки к стихам Демьяна Бедного.

 

Хорош по остроте замысла и сатирический плакат М. Данешвара (Ашхабад) «Трудятся женщины в поле до пота, мужчины подводят итог их работы». Художник пользуется контрастным сопоставление тяжёлого труда женщин и неоправданно лёгкой работы мужчин, чтобы разоблачить одну из тех «национальных особенностей», которые нужно беспощадно искоренять!

 

Важному вопросу взаимодействия изображения и текста в плакате в последнее время уделяется довольно много внимания. В частности, отмечается, что тексты в плакатах Изогиза и некоторых других издательств всё ещё отличаются вялостью, длиннотами, неконкретностью. Многие из них плохо запоминаются. Такие тексты обычно лишь формально связаны с изображением, но не становятся частью плаката, не входят органически в его образную ткань. Многие подписи-призывы оказываются просто названиями тем. Причём в отдельных случаях тема формулируется призывом так общо и неконкретно, что решить её возможно, пожалуй, только средствами литературы или кино. Примером тому может служить плакат И. Гринштейна «Партия — честь и совесть нашей эпохи!» Этот вялый плакат, выполненный в традициях плохих фотомонтажей, не в состоянии раскрыть и десятой доли такой всеобъемлющей темы!

 

Но порой бывает и так, что текст, казалось бы, прост, лаконичен, хорошо запоминается, читается вместе с изображением, а плакат в целом всё-таки оказывается недостаточно действенным.

Плакат В. Корецкого «Многим, видно, невдомёк, что даёт уголёк!» понравился многим. При этом особенно одобрялся рифмованный, хорошо запоминающийся текст. Но с безоговорочно положительной оценкой этого плаката согласиться трудно. Кому он адресован и какова его цель? Если верить тексту, то плакат обращается, видимо, к тёмным, малокультурным гражданам, не читающим газет, не слушающим радио, не бывающим в кино. Но если плакат действительно рассчитан на отсталых людей, то возникает вопрос: как же эти люди, не знающие, что каменный уголь — ценное сырье для химии заменителей, догадаются о смысле плаката? Улыбающийся, симпатичный шахтёр осторожно держит на поднятых руках тонкую белую ткань, по-видимому шёлковую. При чём же здесь химия? Человек, которому действительно «невдомёк», скорее всего истолкует плакат как прославление шахтёрского труда (шахтёры пользуются всенародным почётом, хорошо зарабатывают и могут покупать своим жёнам дорогие ткани!). Это даёт им «наш уголёк!» Таким образом, плакат доступен только просвещённым людям, которые и без того знают, что даёт «уголёк» нашему народному хозяйству. И, наконец, непонятно, за что ратует плакат. За увеличение добычи угля, за более рациональное использование его на предприятиях, а может быть, за покупку изделий из каменноугольного сырья? Это неясно!

 

До сих пор в издательствах ещё бытует порочная практика «подгонки» текста под уже готовое изображение. В результате даже хорошие плакаты часто портятся вялыми текстами, плохо скомпонованными в плакат. Сплошь и рядом тексты вообще утверждаются отдельно от плаката. Этим и объясняется появление очень длинных и слишком обстоятельных призывов, которые вполне могут существовать самостоятельно, вне связи с изображением.

Это отрицательное явление иногда обнаруживает себя и в агитплакате. Хороший, свежий плакат Н. Кузовкина (Харьков) посвящён жилищному строительству на селе. Молодой, здоровенный парень, радостно улыбаясь, вставляет оконную раму в только что отстроенный дом. В окно видна перспектива сельской улицы. Плакат пронизан солнцем, радостью, счастьем... вдруг мы замечаем в нем текст справочного характера: Около 7 000 000 жилых домов за семилетку будет построено а сельских местностях». Зачем нужен такой текст, где повторяется многое из того, что уже сказано изобразительными средствами?

 

Последнее время в агитплакате Москвы и Ленинграда много внимания уделяется стихотворным текстам к плакатам. Но, к сожалению, редко можно найти плакат, где есть полное взаимодействие изображения с текстом, при котором они составляют единый художественный образ и одно нельзя оторвать от другого.

Чаще всего оказывается, что стихи написаны по поводу изображения и в основном повторяют уже сказанное художником. Изображение и текст лишь формально сосуществуют на одном листе.

Особенно неудачны стихотворные тексты к плакатам серии «Герои семилетки» (Москва). Они содержат в себе лишь самые общие призывы подражать героям труда, но не раскрывают сути их новаторства.

Возьмём для примера плакат В. Говоркова «Фёдор Генералов». Перед нами улыбающийся дважды Герой Социалистического Труда и отдающий ему честь очеловеченный мешок-урожай, на заднем плане — группа колхозников, приветствующих своего знатного земляка.

Чем прославился этот человек, в чём его заслуги перед народом? Может быть, это раскрывается в стихах Эмиля Кроткого? Вот написанные им строчки:

«Все, от старого до малого,

Уважают Генералова.

Чти героев! Подражай

И в упорстве и в умении

Победителям в сражении

За советский урожай!»

Что нового мы узнаем здесь о Генералове? Ровно ничего! Ведь упорство и умение наверняка есть у человека, гордо носящего две золотые звезды Героя Социалистического Труда!

В плакате есть аннотация, где говорится, что изображён «ветеран колхозного движения, неустанно внедряющий в хозяйство всё новое, прогрессивное». Однако в чём же состоит это новаторство? Об этом плакат умалчивает. Куда же годится такая пропаганда передового опыта!

В этом плакате, так же как и в других произведениях упомянутой серии, изобразительная часть выглядит вполне законченной и без стихотворного текста. В свою очередь, стихи могут существовать и сами по себе.

Внешне это проявляется в том, что стихи оказываются лишь формально включёнными в изобразительное поле. Они написаны мелкими буквами, обычно внизу плаката, не соответствуют по масштабу изображению и не могут читаться вместе с ним. Это явное нарушение образного единства плаката.

Если наши издательства ещё недостаточно привлекают поэтов к работе над плакатом, то в агитплакате иногда чересчур увлекаются стихотворными текстами. В ряде случаев стихи оказываются просто лишними, потому что всё необходимое уже сказано рисунком и другими текстами.

 

Московским коллективом «Агит-окон» выпущены и такие плакаты, где текст становится частью изображения, дополняя его, придавая ему агитационную остроту.

Агитплакат Б. Резанова со стихами А. Гангова «Ведёт несогласованность к простоям. На наши стройки доступ ей закроем!» поднимает очень злободневную тему. Он конкретен и в четырёх рисунках-кадрах, сопровождаемых рифмованным текстом, раскрывает нелепость создавшегося положения.

Первый кадр — скучающие рабочие, которые «сидят (панелей ждёт бригада)...». На втором рисунке представлен склад, где панели «лежат (отправки ждут со склада)...». На третьем кадре видны водители, которые «стоят (с утра нарядов ждут)...». И четвёртое изображение показывает, что «тем временем часы идут!».

Таким образом, текст оставляет место для изображения, а оно в свою очередь нуждается в текстовом завершении.

Есть и ещё одна любопытная деталь: «сидят», «лежат», «стоят», «идут» выделены цветом кеглем — так сразу бросается в глаза, что всё, относящееся к стройке парализовано застоем: люди «сидят» и «стоят», панели «лежат», зато часы безостановочно «идут», пропадает дорогое время! Конечно, подобный принцип взаимодействия изображения с текстом не может применяться во всех случаях, но глубокая органическая связь изображения с текстом в плакате обязательна.

 

Проблема национального своеобразия плаката обычно широко не обсуждается. Да и неправильно было бы считать её одной из основных проблем искусства политического плаката. Национальное своеобразие нельзя искусственно изолировать от важнейшего качества плаката  — его связи с жизнью народа и от тех важнейших дач, которые жизнь ставит перед художником. Нельзя определять национальное своеобразие плаката чисто внешними предметами: орнаментами, искусственно вводимыми в изображение, нарочитой стилизацией под средневековую миниатюру или народный лубок, обращением к консервативным формам прикладного искусства или обязательным изображениям национальных одежд. Плакаты, изобилующие такими чисто внешними приметами национального своеобразия, выпускались некоторыми нашими республиканскими издательствами к VI Всемирному фестивалю молодёжи и студентов в Москве.

Разумеется, национальные одежды и орнамент могут присутствовать в плакате, если они необходимы, но главное, что определяет национальное своеобразие,— это правдивое и глубокое отображение жизни своего народа, невозможное без знания местных особенностей быта, природы, условий труда и т.д. Но в нашей стране народы живут в мире и дружбе, трудятся рука об руку, решая общие задачи, намеченные партией, идут к общей цели — коммунизму. Естественно, что отличительным свойством нашего социалистического искусства является единство национального и интернационального. Поэтому односторонние поиски национального своеобразия в плакате могут толкнуть художников на ограничение себя тесным кругом узко-национальных тем и интересов. Напротив, оно естественно проявляется там, где плакат конкретен, правдив. Отражает актуальные потребности жизни народа.

Естественно, что национальное своеобразие наиболее ярко проявляется в плакатах, отражающих местные особенности, и его может фактически не быть там, где решаются темы более всеобъемлющие.

Справедливо ли упрекать, например, художника В. Кармазина в том, что его плакату «Слава мыслям, делам и свершениям торжествующего социализма!»  недостаёт национального своеобразия (оно проявилось только в тексте, написанном по-украински). Конечно, нет! Ведь содержание этого плаката интернационально, он прославляет достижения всего многонационального советского народа. Такие плакаты можно было бы с успехом переиздать и на русском, и на другихнациональных языках нашей страны. А разве недостоин этого, например, плакат Ю. Мохора и О. Терентьева «Коммунизм — это молодость мира, и его возводить молодым!»? Разве не полезны будут, скажем, на Украине, или в Казахстане белорусский плакат «Время не ждёт!» и эстонский «Наполним закрома зерном!»? Лучшие плакаты национальных республик должны быть взяты на всесоюзное вооружение!

 

Неразработанность теории плаката, почти полное отсутствие глубоких исследований, обобщающих практику повседневной работы художников, а также рецензий на плакатную продукцию в периодической печати приводит к путанице в вопросах традиций и новаторства, к неправильному пониманию специфики плаката. В частности, некоторые художники, редакторы и искусствоведы склонны видеть специфику плаката главным образом в нарочитой схематизации, огрублении формы, в её сугубо плоскостной трактовке.

В прошедшем году Изогизом выпущено немало плакатов, где внешняя броскость цвета, грубый контур и нарочитая аппликативность лишь прикрывают старые избитые схемы, порождённые незнанием конкретных явлений жизни. При этом, как правило, подлинный лаконизм плаката — результат высокого мастерства художника — подменяется претенциозным схематизмом. Ярким примером здесь может служить плакат К. Владимирова «От первых коммунистических субботников — к бригадам коммунистического труда!».

Такие произведения нисколько не лучше слащавых псевдоживописных плакатов, выпускавшихся издательством «Искусство» лет восемь-девять тому назад.

 

Нельзя забывать, что так называемая «плакатная форма» определяется требованиями жизни, конкретным содержанием агитации и пропаганды в каждый исторический момент, а также задачами каждого плаката в отдельности. Наконец, и творческая индивидуальность художника существенно влияет на характер плаката.

Работа над плакатом требует от художника и редактора прежде всего партийной принципиальности, высокой политической сознательности, умения мыслить по-государственному широко, связывать конкретные факты действительности с общей задачей нашего времени — борьбой за построение коммунистического общества.

 

Многие плакаты до сих пор изготовляются в течение четырёх-шести месяцев! При такой практике плакат неизбежно будет отставать от важнейших событий, которыми так богата наша современность.

Всё ещё долгим и сложным является прохождение плаката от эскиза до сдачи его в производство — от редактора до директора издательства и художественного совета. При этом не изжиты ещё администрирование и мелочная опека художников, в результате плакат претерпевает порой значительные изменения, обрастает ненужными подробностями, теряет свои боевые агитационные качества.

Слишком долгим является и время печатания плаката (в среднем месяц-полтора). Но практика показывает, что эти сроки можно сократить до минимума. Так, например, отдельные плакаты Изогиза, посвящённые завоеванию космоса, были напечатаны Калининским полиграфкомбинатом за 10—11 дней, плакат Б. Березовского «Во имя мира и прогресса!» — всего за три дня при сравнительно большом тираже в 150 тысяч экземпляров.

Книготорги не ведут серьёзной планомерной работы по изуучению спроса на плакатную продукцию в различных республиках, областях и городах Союза.

В результате в одних местах плакаты лежат, их не покупают, в других же, наоборот, недостаёт. Очевидно, пришло время наряду с розничной продажей практиковать подписку на политический плакат. Это мероприятие уже осуществлено ленинградским «Боевым карандашом» и дало хорошие результаты.

Но успешное распространение плаката зависит не только от правильной организации этого дела, но и от качества самих плакатов, от их идейной и художественной остроты, от злободневности тематики. Плакаты скучные, вялые, неконкретные никому не нужны.

С распространением плаката тесно связан и вопрос о его «экспонировании» в городах и сёлах на улице и в помещениях.

В больших городах нужно смело использовать монументальные формы плаката. Стены домов и заборы у нас, как правило, «украшают» огромные, дурного вкуса рекламы торговых организаций и зрелищных предприятий. А почему бы не «экспонировать» таким образом многометровые политические плакаты, выполненные на холсте, клеёнке и других стойких материалах?

Пришло время подумать и о том, чтобы лучшие плакаты, вошедшие в золотой фонд советского искусства, заняли своё постоянное место в экспозициях музеев.

Подводя итог прошедшему недавно Всесоюзному совещанию по плакату, важно подчеркнуть,. что оно, правильно отметив значительные достижения в плакате последних лет, известное оживление работы в этой важнейшей области партийной пропаганды, вместе с тем конкретно указало на факты отставания плаката от требований жизни и резко поставило вопрос об этом, как главном недостатке.

Время неудержимо движется вперед — и плакат должен идти с ним в ногу, чтобы успешно выполнять свою миссию быть острым оружием пропаганды коммунистических идей утверждения наших высоких эстетических идеалов.

 

Р. КРЮКОВ

Журнал «Искусство» №5. 1960 г.