Итоги конкурсов
Статьи
ХУДОЖНИК-СКАЗОЧНИК. О ТВОРЧЕСТВЕ ЮРИЯ ВАСНЕЦОВА. увеличить изображение
ХУДОЖНИК-СКАЗОЧНИК. О ТВОРЧЕСТВЕ ЮРИЯ ВАСНЕЦОВА.

 

Заслуженный деятель искусств РСФСР Юрий Алексеевич Васнецов — один из крупнейших советских иллюстраторов детской книги, истинный художник сказки. Его детство и юность прошли в городе Вятке (ныне Киров), славившемся изделиями народных умельцев. Народное искусство, окружавшее художника с детства, несомненно, наложило известную печать на художественное мировосприятие Васнецова и повлияло на его творчество.

 

С 1921 по 1926 год Васнецов учился в Ленинграде в Академии художеств на живописном факультете. Академия художеств в то время не могла дать ему хорошее художественное образование, поэтому в дальнейшем он многому учился самостоятельно.

 

Как иллюстратор детской книги Васнецов начал работать с 1928 года. Формирование Васнецова-иллюстратора проходило влиянием В. Лебедева, который был его основным учителем и советчиком. С первых же работ определились интересы художника. Его любимые произведения — сказки, народные поговорки, потешки и прибаутки. Здесь Васнецов нашёл свой индивидуальный художественный язык. Иллюстрируя эти произведения, он обращался к народному творчеству — народной игрушке, лубку, пряничным доскам. Он стремился передать непосредственный, живой взгляд на мир, наивное, поэтическое восприятие явлений, характерное для народного искусства, а не просто воспроизвести в своих рисунках «примитивные» изобразительные средства народных мастеров.

Основные творческие особенности художника складываются 30-е годы. Работая главным образом в технике автолитографии, он создаёт иллюстрации к «Коньку-Горбунку» Ершова (1936), «Трём медведям» Л. Толстого (1938), «Репке» (1936).

Своеобразие его языка ярче всего проявилось в изображениях животных. Звери у Васнецова — не «настоящие», то есть он не ставит перед собой цель со всеми подробностями передать анатомическое строение, зато он стремится к тому, чтобы ребёнок почувствовал сказочную природу животных, увидел чудесный, полный необыкновенного мир сказки. Правда, за этим обобщением, за этой условностью всегда есть знание анатомического строения животных. И там, где этого требует литературный материал, художник создаёт строго реалистические, близкие натуре изображения. Таковы, например, канарейка, сорока в «Алёнушкиных сказках» Мамина-Сибиряка, дятел в «Хвостах» В. Бианки (1937).

Юрий Васнецов. Царевна-лягушка. 1946 г.
Юрий Васнецов. Царевна-лягушка. 1946 г.

 

Люди у Васнецова тоже сказочные, напоминающие по манере исполнения героев народных лубков. Можно назвать персонажей «Рассыпушек» Карнауховой, «Весёлых стихов» Прокофьева, Иванушки и его братьев в «Коньке-Горбунке» Ершова.

Юрий Васнецов. Гуси-лебеди. 1946 г.
Юрий Васнецов. Гуси-лебеди. 1946 г.

В своих иллюстрациях Васнецов стремится воспроизвести как можно больше эпизодов, со всеми подробностями передаёт повествование. Иногда его рисунки бывают перегружены деталями, слишком сложны по композиции.

Большое значение в его рисунках имеет пейзажный фон. Природа создаёт эмоциональную окраску изображённого эпизода. Правда, во многих работах 30-х годов природа носит у него мрачный характер, потому что сказочность художник понимает как нечто страшное.

Юрий-Васнецов. Иллюстрация к сказке Л.Н. Толстого «Три медведя». 1935 г.
Юрий-Васнецов. Иллюстрация к сказке Л.Н. Толстого «Три медведя». 1935 г.

 

В ранних иллюстрациях Васнецов пользовался очень ограниченным числом контрастных цветов. Рисунки к «Путанице» К. Чуковского (1934) выдержаны в чёрно-жёлто-красной гамме, иллюстрации к стихам «Аист» Решетова (1939) — в чёрно-коричневой. Краски усиливают мрачную атмосферу, которую стремится передать художник.

Юрий Васнецов. Иллюстрация к сказке К.И. Чуковского «Путаница». 1933 г.
Юрий Васнецов. Иллюстрация к сказке К.И. Чуковского «Путаница». 1933 г.

 

Со второй половины 30-х годов он постепенно обогащает свою палитру, особенно любимыми становятся розовые, жёлтые, синие цвета. Красивые декоративные сочетания красок делают рисунки более лирическими, радостными.

Юрий-Васнецов. Кит. Иллюстрация к сказке П.П.Ершова «Конек-Горбунок» 1938 г.
Юрий-Васнецов. Кит. Иллюстрация к сказке П.П.Ершова «Конек-Горбунок» 1938 г.

 

Ранний период творчества Васнецова-иллюстратора ярче всего характеризуют книги: «Алёнушкины сказки» Мамина-Сибиряка, «Три медведя» Л. Толстого, «Конёк-Горбунок» Ершова.

Иллюстрация к сказке П.П. Ершова «Конёк-горбунок». 1933 г.
Иллюстрация к сказке П.П. Ершова «Конёк-горбунок». 1933 г.

 

Во время Великой Отечественной войны Васнецов мало работал в области иллюстрации. В Ленинграде, где он находился до конца 1941 года, художник участвовал в «Боевом карандаше», делал для фронта открытки. В Перми он работал по оформлению детских садов, создал «Агит-окно». С 1943 по 1945 год он был главным художником Института игрушки в Загорске, делал эстампы на темы сказок для Детгиза и издательства «Советский график».

 

В годы войны он создал иллюстрации к книге «Рассыпушки» и к «Английским народным песенкам» Маршака.

Рисунки к «Английским народным песенкам» очень интересны. Стремясь передать в них своеобразие английского юмора и национальные образы героев, художник находит иные изобразительные приёмы, чем при иллюстрировании русских сказок, сохраняя при этом свою любовь к рассказу, к деталям.

Юрий Васнецов. Иллюстрация к «Английским народным песенкам»
Юрий Васнецов. Иллюстрация к «Английским народным песенкам»

 

По окончании Великой Отечественной войны Васнецов вновь становится активным иллюстратором детской книги. С конца 40-х годов в иллюстрациях Васнецова всё сильнее начинает звучать жизнерадостность, светлая лиричность. Колорит теперь становится мягким и светлым, сочетание цветов — сдержанным. Большинство книг 50-х годов иллюстрировано в технике акварели. Он добивается в ней большой прозрачности цвета.

Теперь Васнецов иллюстрирует не только русские сказки, но и. сказки других народов: украинскую — «Колосок» (1951), таджикскую — «Коза с кудрявыми ножками» (1953), словацкую — «У солнышка в гостях» (1953). В них он передаёт национальные черты. Он одевает животных-героев в национальную одежду, окружает их типичными для данного народа предметами быта, развёртывает сказочные события в «национальном» пейзаже. Существенной деталью в создании национального колорита является обильное применение народного орнамента, который помещается на обложке, на титульном листе, а иногда и на страницах книги.

Юрий Васнецов. Иллюстрация к таджикской сказке «Коза с кудрявыми ножками»
Юрий Васнецов. Иллюстрация к таджикской сказке «Коза с кудрявыми ножками»

Юрий Васнецов «У солнышка в гостях». Обложка.
Юрий Васнецов «У солнышка в гостях». Обложка.

 

В последних иллюстрациях, изображая животных, художник делает их более реальными, стремится передать фактуру их шкурки. В отдельных рисунках приёмы, характерные для лубка, своеобразно сочетаются с элементами реалистического изображения. Как и прежде, большую роль играет пейзаж, но его эмоциональная окраска теперь иная. Он помогает художнику передать поэтическую прелесть, очарование сказки. Очень красивы и лиричны в его иллюстрациях лесные полянки с живописными мохнатыми ёлками, с нежными стройными берёзками, одетыми в светлую клейкую первую листву. Прекрасны задумчивые летние вечера, спокойны и нежны картины серо-голубой зимы.

 

Все эти черты мы найдём в иллюстрациях к сказкам «Теремок» (1952), «Колобок» (1952). К сборнику «Русские сказки» (1952), к стихам А. Прокофьева «Шёл кот-скороход» (1954).

 

Положительные герои сказки «Теремок»: лягушка, мышка, ёжик, петушок — в большинстве иллюстраций выступают как реальные звери. Об их сказочной природе говорят поступки, позы, одежда: валенки на лапах ежа, сапоги со шпорами у петуха и т. д. В приёмах лубка решены отрицательные образы: лиса, медведь. Такое сочетание разных изобразительных манер в данном случае представляется закономерным.

Среди наиболее удачных и ярких работ последних лет хочется также назвать иллюстрации к сборнику «Русские сказки» (1952 и 1954 гг.).

 

Во многих работах этих лет особенно ярко раскрывается способность Васнецова интересно и занимательно передать сказочный сюжет. Маленькую народную игровую песенку «Сорока-белобока» художник превращает в занимательный рассказ; каждые две строчки песенки — это целая страничная иллюстрация. Герои песенки знакомы и близки ребёнку: это хлопотливая и трудолюбивая сорока-белобока, усердно занятая варкой каши, маленькие мышата, спешащие к ней в гости с ложками. Сказочный лес, где находится избушка сороки, полон грибов, ягод, цветов. Всё это очень интересно рассматривать детям.

Ю. Васнецов. Иллюстрация к книге «Сорока-белобока». Акварель. 1957 г.
Ю. Васнецов. Иллюстрация к книге «Сорока-белобока». Акварель. 1957 г.

 

В книгах 50-х годов исчезает излишняя перегруженность рисунков деталями. Они становятся более лаконичными. Вместе с тем в них появляется большая живописность, краски становятся мягче и богаче в оттенках. Здесь, по-видимому, сказалось благотворное влияние на иллюстрацию живописных произведений художника. Васнецов одновременно с работой в книге занимается живописью: пишет пейзажи, натюрморты.

 

Большое внимание художник уделяет оформлению книги. Как и многие советские иллюстраторы детской книги (В. Лебедев, В. Конашевич, Е. Чарушин и др.), Васнецов в послевоенные годы много работает над обложками, форзацами, шмуцтитулами, титульными листами, страничными разворотами. Красивы и декоративны выполненные им обложки и титульные листы к сказкам: «Колобок», «Колосок», к сборнику «Сказки про лису» и другим; интересны заглавные буквы в книжках «Первые сказки» и «Кошкин дом» (1954).

 

С конца 40-х и в 50-е годы художник успешно работает и в области цветного эстампа. Он создаёт автолитографии на сюжет сказок, занимательные картинки для детей, которые затем размножают в автолитографиях.

 

Недавно Васнецов начал работать в фарфоре. Здесь его сказочные образы нашли благоприятную почву. Скоро наши дети получат замечательный подарок — декоративные тарелочки на тему сказок: «Теремок», «Конёк-Горбунок», а также детский столовый прибор по сюжету народной песенки «Сорока-белобока».

 

В. СИЛАНТЬЕВА

Журнал «Искусство» №5. 1960 г.

 

Семья Васнецовых. Стоят (слева направо): Маня, Юра, Михаил Саня. Сидят: Алексей Михайлович, Мария Николаевна, Лиза
Семья Васнецовых. Стоят (слева направо): Маня, Юра, Михаил Саня. Сидят: Алексей Михайлович, Мария Николаевна, Лиза

Юра Васнецов - гимназист. 1912 год
Юра Васнецов - гимназист. 1912 год

Юрий Васнецов. 1920-е годы
Юрий Васнецов. 1920-е годы

Юрий Васнецов. 1930-е годы
Юрий Васнецов. 1930-е годы

Юрий Васнецов с женой Галиной. 1935 год
Юрий Васнецов с женой Галиной. 1935 год

Юрий Васнецов, Валентин Курдов и Евгений Чарушин. 1940-е годы
Юрий Васнецов, Валентин Курдов и Евгений Чарушин. 1940-е годы

Юрий Васнецов с дочерьми
Юрий Васнецов с дочерьми

Юрий Васнецов. 1960-е годы.
Юрий Васнецов. 1960-е годы.

Юрий Васнецов в мастерской. 1970-е годы.
Юрий Васнецов в мастерской. 1970-е годы.