Книга Павла Николаевича Жолтовского  «Художественное литьё на Украине» увеличить изображение
Книга Павла Николаевича Жолтовского «Художественное литьё на Украине»

 

 

Исследование П. Жолтовского «Художественное литьё на Украине XIV—XVIII вв.» — итог многолетних изысканий одного из лучших знатоков украинского прикладного искусства. Оно охватывает широкий круг памятников.

К книге приложен словарь мастеров, содержащий около ста пятидесяти имён, а также сведения об их произведениях.

Издание хорошо иллюстрировано воспроизведениями вещей, как сохранившихся, так и не дошедших до наших дней. В изучении литья на Украине П. Жолтовский имел предшественников, однако такого обобщающего труда ещё не было.

 

Преобладающее большинство памятников изучены П. Жолтовским в оригиналах. Это — колокола, пушки, цеховые знаки, осветительные приборы (подсвечники, канделябры, люстры, еврейские меноры и хануки), кубки, фляги, вазочки, предметы церковного назначения.

Автор рассматривает памятники на широком историко-культурном фоне, вводит богатый сравнительный материал, способствующий выявлению особенностей изучаемых изделий. Исчерпывающее знание материала помогло П. Жолтовскому чётко очертить национальные мотивы в творчестве украинских мастеров и одновременно показать их связь с западной культурой (главным образом с польской).

 

Древнейшим из сохранившихся произведений является Юрский колокол 1341 г. во Львове, подписанный Яковом Скорой. Расцвет литейного дела на западных землях Украины приходится на XVI — начало XVII в. К этому времени относится несколько датированных пушек, снабжённых подписями отливших их мастеров. Среди анонимных изделий, как указано в книге, значительное место занимали колокола. Несколько колоколов XVI в. с надписями кириллицей сохранилось на Волыни. Исключительно важным памятником, по мнению автора, является колокол 1649 г., отлитый мастером Андреем Савичем «за позволением» Богдана Чуднова.

 

По воссоединении Украины с Россией литейное искусство интенсивно развивается и в восточно-украинских областях, где оно связано с такими городами, как Киев, Стародуб, Почеп, Новгород-Северский, Нежин, Глухов.

Особо видными центрами украинского литейного дела были Киев, с которым связана деятельность И. Степанова и А. Петровича, и Глухов, где работали талантливые мастера И. Т. Балашевич и его сын К. И. Балашевич, прославившиеся изготовлением великолепных пушек и колоколов.

 

Художественное литье Приднепровья XVII—XVIII вв. отразило те черты стиля, которые характерны для украинского искусства того времени. Центром литейного дела в XVIII веке был и Львов.

 

В книге П. Жолтовского наряду с работами украинских мастеров рассмотрены произведения, созданные на украинской земле мастерами других народов.

Один из примечательных памятников такого рода — менора из синагоги в Погребищах, выполненная в последнем десятилетии XVII в. еврейским мастером Борухом, восемь лет собиравшим материал и шесть лет работавшим над её изготовлением.

 

Книга Павла Николаевича Жолтовского, несомненно, окажется полезной не только историкам художественных ремёсел, музейным работникам, но и мастерам художественных промыслов, всем, кого интересует культурное наследие народов, населяющих Украину.

 

П. Н. Жолтовськпй, Художне лиття на Украiнi XIV— XVIII ст. Вид. «Наукова думка», Киiв, 1973 г.

 

В. Пуцко

Журнал «Декоративное искусство СССР» № 7 1974 г.