Статьи
Московские художники — участники войны показали свои работы в выставочном зале на Кузнецком мосту

В мае 1983 года московские художники — участники войны — в шестнадцатый раз показали свои новые работы в выставочном зале на Кузнецком мосту, 11. Как и в предыдущие годы, эта экспозиция привлекла внимание широкого круга зрителей, превратилась в заметное явление художественной жизни столицы

Выставка радовала прежде всего своей ясно и последовательно выраженной идейно-тематической направленностью. В её экспозицию было включено свыше 300 произведений живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного искусства, и большинство из них посвящено минувшей войне, раскрывает духовный и нравственный облик советского человека, грудью заслонившего Родину от врага, показывает самые различные грани и аспекты военной темы.

Наряду с откровенно батальными холстами («Подвиг» В. Лебедева, «На Курской дуге» К, Антонова, «Великая Отечественная...» П. Кучерова, «Неравный бой» П. Чернышёва, «Красная атака» В. Макеева) экспонировалось немало работ, повествующих об иных фронтовых ситуациях: «до боя», «после боя», «между боями». («Пауза» В. Титова, «Семья партизана» А. Марина, «Артиллерийская разведка» Г. Московченко).

Показанные портреты выполнены в самых различных индивидуальных манерах. Достаточно сопоставить «Портрет скульптора А. Кибальникова» Н. Соломина с «Портретом артиста В. Байкова» Л. Веркмана, «Автопортрет» Н. Кучерова с «Портретом Маршала Советского Союза В. Д. Соколовского» Б. Преображенского, «Портрет Н. Рычаговой» Г. Цейтлина с «Сиреневым портретом» Я. Симкина.

На выставке было довольно много пейзажей и натюрмортов, что существенно обогатило экспозицию. Произведения этих жанров воссоздавали многогранный образ Родины, которую так самоотверженно защищали советские солдаты в годы минувшей войны.

Среди пейзажей выделялись триптих> Е. Востокова и А. Саханова, «Великий Устюг» А. Сухинина, «Земля звенигородская» В. Косьмина, «Звонкий день>: А. Потапова, «Вешние воды» В. Парамонова и «Балтийское море» Д. Дубровина. Различны по образно-пластическому и колористическому строю натюрморты «Размышление» В. Куликова, «Дары Кубани» Н. Морозова, «Праздничный букет» В. Пастухова.

Современная тема была представлена скромно. Хотелось бы отметить полотна, созданные как бы на «стыке» прошлого, настоящего и будущего: «Память» И. Пензова, «Друзья-однополчане» П. Судакова, «Ветеран вспоминает» К. Антипова, «Памяти матери и сестры, расстрелянных в Бабьем Яру» И. Браславского.

Из скульптурных произведений запомнились портреты А. Соловьева, И. Першудчева, С. Круглова, М. Ласточкина. Интересные листы были в разделе графики. Экспозиция порадовала возможностью увидеть фронтовые зарисовки, они доносят до сегодняшних поколений подлинное дыхание войны, непосредственное, личностное ее восприятие каждым художником.

К сожалению, в организации выставки допущены отдельные просчеты. Батальный жанр, например, был представлен более чем скромно, хотя именно он располагает наиболее богатыми возможностями образного воссоздания военной темы. В экспозиции отсутствовали работы ряда крупных художников-участников войны. Наконец были некоторые произведения, авторы которых выступили, на мой взгляд, не на высоте своих творческих возможностей. Таково полотно «В лесу прифронтовом» А. Шикина, лишённое, как мне кажется, подлинной атмосферы войны, а также картины «Сергей Есенин» М. Фомина где богатство духовного мира поэта слишком откровенно разбавлено «бытом», «Певица» и «Ностальгия по детству» Б. Милюкова, в которых тема, органичная для сатирического рисунка, по-моему, неправомерно перенесена в станковую картину.

 

Г. Кучеренко

Рубрика «ХУДОЖНИК информирует». Журнал «Художник» № 1 за 1984 год