Конкурс детского творчества, посвящённый Дню защиты детей. Сроки проведения с 2 апреля по 2 июня 2021 года.
Статьи
В.Н. Ляхов «Советский рекламный плакат (1917—1932 гг.)» увеличить изображение
В.Н. Ляхов «Советский рекламный плакат (1917—1932 гг.)»

 

В условиях дальнейшего подъёма материального благосостояния и культурного уровня трудящихся, намеченного Директивами XXIV съезда КПСС, роль социалистической торговой рекламы значительно возрастает. Поэтому внимание к рекламе в нашей стране за последние годы заметно усилилось: созданы специальные рекламные службы, укрепилась их материально-техническая база.

Однако в практике организации торговой рекламы ещё имеется немало серьёзных недостатков. Рекламные произведения — произведения особого рода, и важной задачей является расширение подготовки специалистов рекламного дела, более активное привлечение к созданию рекламы талантливых художников, поэтов и других творческих работников.

 

Автор альбома не случайно обращается к рекламному плакату: это произведение агитационного характера. Кроме своей основной — коммерческой задачи, плакатная реклама выполняет и другую функцию — воспитательную. Вот почему искусству рекламной графики принадлежит немаловажное значение в формировании художественных вкусов и высокой культуры советских людей.

 

В этой связи выпуск альбома В. Ляхова «Советский рекламный плакат (1917—1932 гг.)» *  является своевременным и весьма актуальным. Книга посвящена сложной и малоисследованной отрасли изобразительного искусства — советской рекламе раннего периода. Альбом свидетельствует, что автор успешно справился с довольно трудной задачей сбора и систематизации рекламных плакатов двадцатых годов, а также биографических данных об их авторах. Эти материалы имеют немалую познавательную и практическую ценность.

 

Образцы торговой (35 экз.) и зрелищной (48 экз.) рекламы первого послереволюционного пятнадцатилетия, собранные в альбоме, отличаются оригинальностью и остротой художественного языка, оказывают сильное эмоциональное воздействие на читателя. Художники «Агитрекламы», объединившиеся под руководством В. Маяковского, — А. Родченко, В. Степанова, А. Левин и другие — явились создателями одного из ярчайших направлений в советском рекламном искусстве, поэтому вполне правомерно, что торговая реклама представлена в альбоме лучшими образцами творчества художников-производственников.

 

Работа В. Н. Ляхова убедительно показывает, что уже в первые годы после революции советский рекламный плакат активно использовался в сфере экономической борьбы. Реклама, в том числе плакатная, в период НЭПа выступала как одно из средств установления экономической смычки между рабочим классом и крестьянством, обслуживала товарооборот между городом и деревней, способствовала вытеснению частнокапиталистических элементов из сферы промышленности и торговли.

 

На протяжении всего рассматриваемого периода, как это справедливо отмечает автор альбома, художники очень хорошо понимали особую актуальность просветительской сущности книготорговой рекламы и делали всё возможное, чтобы, рекламируя книгу, пропагандировать большие гуманистические идеи революции. Страстный пропагандист нового советского искусства В. Маяковский считал такую рекламу одним из средств борьбы за социалистическую культуру.

 

В книготорговом плакате в 20-е годы работали также такие замечательные художники, как Б. Кустодиев, И. Нивинский, В. Фаворский, Д. Моор, М. Черемных, В. Лебедев, А. Дейнека и другие. Автор книги приходит к обоснованному выводу о том, что «каждый из них вносил свои характерные интонации в разговор о книгах и журналах, выпускаемых издательствами, своё понимание специфики плакатного искусства».

 

Рецензируемая работа показывает, что искусство лучших мастеров рекламной графики первых послереволюционных лет активно включилось в решение культурных и хозяйственных задач, стоявших перед страной, и что увлечение некоторых художников рекламы кубизмом и конструктивизмом не может заслонить больших достижений советской рекламы тех лет.

 

Издательство «Советский художник» выпустило книгу нужную, к тому же интересно оформленную. Она принесёт пользу художникам, редакторам и полиграфистам, работающим в области торговой рекламы, преподавателям и студентам вузов. Она будет способствовать подготовке квалифицированных специалистов в этой области, что несомненно приведёт к дальнейшему развитию и улучшению качества советской рекламы.

 

В. Ребицкий

 Журнал «Декоративное искусство СССР» № 7.  1974 г.

 

* В. Н. Ляхов. Советский рекламный плакат (1917— 1932 гг.). На русском, английском и немецком яз. Изд. «Советский художник», М., 1972 г. (На аватаре обложка альбома).