Книга «Золотые травы России» Т. Емельяновой
Немало написано о замечательном искусстве хохломской росписи известнейшими специалистами и исследователями; и, казалось бы, эта тема на какое-то время предельно почерпана. Но автор книги «Золотые травы России» * Т. Емельянова, приводя новые данные, по-своему трактуя уже известные факты и творчество народных мастеров, убедительно доказала обратное.
Живо и интересно изложены в книге сложная технология хохломской росписи, история возникновения этой технологии, история и жизнь промысла, насчитывающего уже почти четыре столетия своего существования и не угасшего, а бурно развивающегося в наше время.
Т. Емельянова значительно расширяет имевшиеся сведения о производстве крашеной деревянной посуды в Нижегородском крае, приводит данные, свидетельствующие о том, что окраской посуды занимались и в самом селе Хохлома, которое раньше считали только местом торговли расписными изделиями.
Автор книги убедительно связывает происхождение орнамента и колорита хохломской росписи с древнерусской декоративной культурой XVII столетия, в частности, с заставками старообрядческих рукописей.
Интересны тщательно разработанные предположения о происхождении технологии окраски от иконописных приёмов, о связи колорита окраски хохломской посуды с колоритом местной школы иконописи. Однако при этом, делая заключения о палитре росписи и, таким образом, о колорите, Т. Емельянова несколько пренебрегает зависимостью палитры от «закаливания» изделий в печах (не все краски выдерживают высокую температуру!).
Трудно согласиться с автором и в вопросе о происхождении орнамента «Кудрины» от орнаментов нижегородской резьбы. То минимальное сходство, которое можно заметить, происходит от единства схемы орнаментов, разрабатывающих мотив плавно извивающейся ветви.
Жизнь промысла в советское время, создание новой его организации, появление новых орнаментов, ошибки и достижения на этом пути, вся творческая история пяти советских десятилетий в жизни хохломского искусства хорошо прослежены и чётко изложены Т. Емельяновой. Она создала «творческие портреты» мастеров хохломской росписи, охарактеризовала тип росписи каждого мастера и даже личный его характер.
Т. Емельяновой удалось написать книгу популярного характера, изложить обширный научный материал так, чтобы это было понятно каждому, счастливо избежав часто встречающихся в работах на темы народного искусства упрощений, избитых определений, своеобразной стилизации языка под народный.
Книга «Золотые травы России» заслуживает похвалы и по своему художественному и полиграфическому исполнению. Хороший вкус проявлен редакторами издания и в обложке и в композиции каждой страницы, и в заглавных иллюстрациях, созданных мастерами росписи.
М. Званцев
Журнал «Декоративное искусство СССР» № 7. 1974 г.
* Т. Емельянова, Золотые травы России. Волго-Вятское издательство, Горький, 1973 г.