Выставка «Белоруссия социалистическая» 1974 г. увеличить изображение
Выставка «Белоруссия социалистическая» 1974 г.

 

На республиканской выставке «Белоруссия социалистическая», прошедшей в феврале этого года в Минске, при сравнительно небольшой экспозиционной площади раздел прикладного искусства оказался чрезвычайно богатым и ёмким. Не только в смысле разнообразия видов изделий, но и по эстетической их выразительности в русле тех новых тенденций, которые свойственны современному декоративно-прикладному искусству.

Раскрепощённость фантазии, свободный творческий поиск при большом эмоциональном заряде привели к многоплановой содержательности образов. Эти качества утверждаются в декоративных формах, тяготеющих к монументальности и архитектоничности. Они прослеживаются в произведениях художников стекла завода «Неман» и в декоративной керамике, в тканых панно и в изделиях из кованого металла.

 

Набор С. Раудвеэ «Цирк» из красного стекла — круглый, как арена, сплюснутый графин, обрамлённый волнистым росчерком налепа, и шаровидные чашки — ассоциируется с праздничностью и блеском циркового искусства.

В пластике торжественно пурпурных сосудов, исполненных В. Мурахвером, угадывается своеобразная интерпретация форм древесного ствола с косым спилом, суками и наростами.

 

Навеян сказкой и как сказка воспринимается комплект Л. Мягковой «Золотой петушок». Прихотливая форма сосудов как будто сохранила потоки стеклянной горячей массы, они грушевидно расширяются книзу и плотно сжимаются в спиралевидном движении вверх. Их венчают пробки, стилизованные в духе персонажей сказки: миниатюрная «головка» с убором шемаханской царицы, изящный петушок.

 

Трогательна выразительной простотой декоративная композиция В. Жохова «Русское поле». Длинные, вытянутые, как стебли к солнцу, сосуды увенчиваются скромными цветками. Цельность и укрупнённость форм позволяют связывать эти вещи с художественным решением интерьера.

 

Ещё более архитектоничны формы керамических ваз Ф. Зильберта «Цветок» и «Голубая». Их геометричные объёмы мягко оплавлены. Они прекрасно сочетались бы с ландшафтом сада и парка, дополняя гармонию организованной природы.

И, наоборот, от форм асимметричных, неправильных идёт в понимании керамической лепки Н. Рачковская. Выполненные ею сосуды из глазурованного шамота напоминают какие-то диковинные плоды, наполненные мощными живительными соками. И те и другие работы сродни монументальным, скульптурным формам.

 

Настенное блюдо Ю. Любимова «Зубр» перестало быть блюдом в обычном понимании слова. Это скорее декоративная скульптура, условно обобщённая и узорная. Её пластический язык восходит к изображениям священных животных в искусстве древнего Востока.

Другое произведение Ю. Любимова «Время», — часы с условным изображением Икара. Его сердце — солнце, у ног — созвездие Льва, а над головой парящий космонавт. Связь времен, невозможное, ставшее возможным, и вечное горение человеческого сердца—эти мысли нашли воплощение на языке аллегорий и символов.

 

Ассоциативная структура художественного образа не чужда и другим авторам на выставке.

Художница Т. Чуглазова в гобелене «Май» представляет весну как вечно возрождающийся праздник жизни. Его колористическая гамма, построенная на гармонии синих и розовых цветов, исходит из тончайших весенних красок природы.

 

Гобеленов на выставке было немного, но в каждом — активное творческое начало.

А. Кищенко выполнил чрезвычайно напряжённый в цвете — сопоставлены красный, синий, жёлтый, чёрный цвета — и графически чёткий гобелен-портрет, названный именем портретируемой — «Ангелина». Характер рисунка вызывает ассоциацию со средневековой гравюрой. И тут очевидна углубляющаяся тенденция творческого освоения в современных формах наследия мировой культуры, которая сообщает произведениям философичность содержания и расширяет их звучание в историческом диапазоне.

 

Создание образов-символов — извечный признак народного искусства. Он сохраняется в традиционной для Белоруссии инкрустации из соломки.

В панно «Полесский мотив» ветвистые рога оленя прорастают цветущими ветвями, обрамляя лучистое солнце. Этот «солнечный», царственный олень, пришедший в изображение современного мастера В. Басалыги из времён языческих, воспринимается как символ животворящих сил природы.

 

Тенденции развития белорусского декоративно-прикладного искусства плодотворны. Поиск обобщённых, монументальных решений приближает художников к созданию целостной эстетической среды для человека.

 

Э. Пугачёва

Журнал «Декоративное искусство СССР» № 7.  1974 г.

 

На аватаре: Л. Мягкова. Предметы из сервиза «Золотой петушок». Стекло.