В середине шестидесятых молодой художник Павел Шербаум (р.1945) впервые распахнул двери мастерской В. И. Полякова, дружбу с которым оборвала смерть Валентина Ивановича. Любимый учитель оказался не единственным. Павел Шербаум продолжил учение в студии Бориса Биргера, теперь работающего в Германии.
Друзья и соседи, Биргер и Поляков, были в педагогическом смысле противоположностями. На смену мягкому Полякову пришёл колючий, тиранически требовательный Биргер. Лирическому и в ту пору ещё несколько расплывчатому дарованию Шербаума эта жёсткая школа пришлась как нельзя лучше, и художник по сей день, что не так часто случается, хранит благодарность обоим своим учителям.
Павел Шербаум — художник натурного видения и чисто живописного по природе дара. Это, конечно, не значит, что он всегда работает только с натурой и в живописных техниках. Последние годы он всё чаще работает в графике: в акварели и пастели. Но в его понимании они приобретают чисто живописную наполненность.
Шербаум — прирождённый колорист, а по состоянию души — лирик. Для того, чтобы держать в узде такую стихию живописного лиризма, надо обладать жёсткой дисциплиной рисунка. Сохранить эту дисциплину помогает постоянное рисование с натуры, без которого Павел Шербаум не мыслит деятельности художника.
Он идёт всегда от натуры, но это вовсе не значит, что он идёт за ней. В работе последних двух лет исходный натурный мотив претерпевает существенные изменения. Улетучиваются отдельные детали, появляются другие, а зачастую меняется даже внутреннее состояние. Работа часто «сама ведёт», иногда получается совсем не то, что было задумано. От художника требуется первоначальное творческое усилие, а потом надо только вслушаться.
Это умение вслушаться и в голос натуры, и в собственный внутренний голос позволяет Шербауму переплести обе мелодии и достичь выразительности и напряжения без всякого внешнего драматизма.
Эволюция художника шла постепенно, внешних сломов и сдвигов не было. Но сравнение новых работ с более ранними говорит о ней красноречиво.
Павел Шербаум. Алоэ. холст, масло, 80 х 60 см, 1994 г. |
Пастели последних двух лет выстраиваются в особый цикл. За каждой композицией стоит лист, а иногда и не один, сделанный с натуры.
Любопытно сравнение исходного и окончательного варианта. Иногда исчезает свежее прикосновение к натуре, теряется непосредственность, но приходят точная выверенность цветовых решений, найденная уравновешенность цвето-тональных масс и конструктивная отточенность.
Этот путь может привести к излишнему рационализму, но Шербаума спасает присущая ему импровизационная лёгкость. Вмешивается колдовское чуть-чуть: все планы немного смещены, соотношения сдвинуты, цветовая гармония изредка нарушена резковатым диссонирующим звуком.
«Город Гороховец». Быть может, лучшая работа последних лет. Дома качнулись влево и вправо, кроны деревьев приобрели странную кристаллическую форму, отклонился в сторону «захмелевший» фонарь, небо прорезали подобные аркам полосы света.
Павел Шербаум. Город Гороховец. 1992 г. Бумага, пастель. |
Природу всех этих смещений, видоизменений, которые претерпевает натура, художник объясняет так: «Хочу сохранить плоскость листа, а не создать иллюзию настоящего пространства».
Эта плоскость с её ярко выраженными декоративными свойствами — основа живописи художника. Мастер играет со зрителем, впускает его в лист и разрешает там освоиться, даже пройтись, но только до определённого места, где становится совершенно ясно, что это иная действительность, чем за окном. Перед нами и живопись и приоткрытая дверь в мастерскую, это и результат и дорога к нему, часть которой мы можем пройти вместе.
Шербаум владеет трудным мастерством тонко сгармонированного живописного контраста. Особенно ясно это прочитывается в пейзаже «Розовый дом». Тяжёлая левая и лёгкая правая сторона пребывают в трудно определимом единстве.
Павел Шербаум. Розовый дом. 1992 г. Бумага, пастель. |
Павел Шербаум работает над своими пастелями долго, иногда возвращаясь к уже вполне законченному листу по необъяснимым, казалось бы, причинам. Он разрушает стереотипное представление о пастели как о нежном, лёгком, летучем материале. Его пастели плотны, весомы, тяжеловаты, они легко выдерживают соседство с масляной живописью.
Павел Шербаум— «немодный» художник. Он работает без суеты и спешки, одинаково равнодушный к соблазнам авангарда и неотрадиционализма, неторопливо и несуетно следуя своим путём.
Елена Львова, 1993 г.