Итоги конкурсов
Статьи
ЗАМЕТКИ ХУДОЖНИКА-ПОРТРЕТИСТА увеличить изображение
ЗАМЕТКИ ХУДОЖНИКА-ПОРТРЕТИСТА

Серая бумага через некоторое время начинает вызывать ощущение чего-то знакомого, человек говорит: «Я узнаю себя». Множество чёрных и белых линий, удивительным образом взаимодействуя между собой, создают образ, критерием качества которого является сходство с портретируемым – это ли не чудо, придуманное людьми?

 

Социальная активность портретиста проявляется в художественных образах, формирующих визуальную культуру зрителей. Чем уникальнее художник, тем сильнее его влияние на зрителя. Поэтому, так важно проявлять особенности творчества каждого художника.

 

С появлением фотографии к середине 19 века художники освободились от необходимости передавать в портрете точное сходство с моделью, сконцентрировавшись на передаче впечатлений от модели (Импрессионизм), однако, до сих пор, заказчики хотят видеть в портретных работах художников документальную точность.

 

 Концептуальный/образный замысел портрета возникает у художника в общении с моделью. В его подсознании микшируется впечатление о портретируемом с предыдущим визуальным опытом.

Каждый предыдущий портрет сделанный художником является анонсом/эскизом к последующему портрету, независимо от того, осознаёт он это или нет. Если это становится осознанным актом, то действия художника превращаются в последовательный самоанализ «от достигнутого».

 

Ассоциативный образ, возникающий у художника-портретиста в общении с моделью, микшируясь с визуально-художественным опытом, рождает новую проекцию человека, направленную в будущее, так как создаёт не существующий, но достижимый образ, формируя тем самым спрос/моду на определённые типы лиц.

Поэтому художнику-портретисту следует задаться следующими вопросами:

Какой тип лица наиболее востребован сегодня в современном социуме?

Какие современные портреты наиболее покупаемы на рынке портретного искусства?

Какие портреты современных художников продаются по наиболее дорогой цене?

Вокруг художника сотни людей, как замотивировать нужную модель позировать?

Как создать в гуще людей комфортную, творческую среду для работы художника?

Как побудить заказчика инвестировать в искусство портрета?

 

Портретист – это физиономист считывающий информацию о человеке с лица, поэтому визуальный способ выбора моделей, организации зрителей и поиска заказчиков является для него наиболее приемлемым и эффективным.

Для художника зрители являются его профессиональной средой (как для таксиста пассажиры, для продавца – покупатели, для писателя – читатели), определяющей, в конечном итоге, уровень спроса на его творчество.

Формирование зрительской аудитории – главнейшая задача художника-портретиста, поэтому так необходимо изучать зрительский спрос, проявлять его визуальные проблемы и предлагать их решение средствами своего творчества.

 

Реагируя на спрос, художники часто рисуют портреты красивых девушек и брутальных парней, даже если они таковыми не являются, а также, многочисленные подарочные/бесплатные портреты подросткам, эффективно оттачивая, при этом, в профессиональной среде, выразительность своей индивидуальной творческой манеры/почерка, так как «всё познается в сравнении».

 

В условиях публичного портретирования (на улице, например) важно вести рисунок таким образом, чтобы в любой момент он имел бы образную завершённость, удерживающую зрителей и привлекающую заказчиков. Для этого рекомендуется разбивать весь процесс рисования на 3-х минутки, внутри которых ставить задачи: от общего - к частному, от главного – к второстепенному.

 

Жизненный опыт человека оставляет следы на его лице и художник, фиксируя эти отпечатки, по сути, пишет/рисует рассказ о нём.

Задавая внутренний вопрос самому себе о причинах внешних черт лица модели, художник пытается найти ответ посредством наблюдения её мимики.

Но чем определяется реакция модели на портрет?

 

Если «глаза – зеркало души», то, как понять, что они отражают?

Если художник меняется под влиянием модели, то, можно ли управлять этим изменением?

Если рисунок художника есть «содержательный текст», то, как донести его до адресата?

 

Художник читает портретируемого человека/послание с лица. Возвращает ему своё прочтение/ответ в портретном изображении. Такой невербальный диалог развивает и духовно обогащает обе стороны.

 

Художник-портретист визуализирует свои впечатления от модели, и должен чутко реагировать на реакцию зрителей, которые, по сути, являются адресатами и движущей силой его творчества.

 

Первейшей заботой портретиста является передача внутреннего духа человека через его визуальный образ.

Самый эффективный способ освоения такой компетенции это совместное рисование с коллегами одной общей модели с последующим открытым обсуждением.

Ценность содержательного и технологического взаимообогащения художников в процессе совместного рисования в получении сильного импульса к творческому развитию каждого.

 

Портретист, работающий в гуще людей, наращивает своё умение видеть сквозь «призму» впечатлений, стилей, задач, материалов, техник, усиливая/ослабляя в портрете то, что есть в реальности, побуждая лидеров мнений (из зрителей) формировать представление заказчика о ценности портрета.

 

Портреты мужчин, женщин, детей, сделанные художниками никогда не оставляют равнодушным портретируемого, и чем грамотнее рисунок, тем сильнее сила его воздействия на зрителей.

Три уровня оценки портрета заказчиком: похож/непохож, красиво/некрасиво, куплю/не куплю.

У портретиста, в профессиональной среде своих коллег, должно быть сформировано умение «видеть» сделанные им портреты глазами других людей, с живописью профессионально не связанных.

 

Не любое изображение является художественным, а только то, которое вызывает чувство прекрасного.

Знание художником пластической анатомии и умение строить объёмную форму необходимо подчинять композиционному замыслу, так как в конечном итоге именно внутреннее содержание портретируемого и является сутью портрета.

Сила впечатления заказчика лежит в основе его оценки портрета.

 

«Смотреть» и «видеть»  - это не одно и то же. Смотрят все, а видеть можно только то, что знаешь или чувствуешь. Художник, выражая свои впечатления о красоте мира, вырабатывает в себе умение «видеть» чувствами. Наука о красоте - «Композиция», изучает законы, приёмы, правила, средства изображения, обеспечивающие гармонию/красоту любому рисунку, любой картине художника.

 

С появлением фотографии портретное сходство в рисунке, равно как и в портрете маслом, утратило обязательную документальность, перенеся акцент на образную эстетическую выразительность, расширяя возможности художников в экспериментах с формой и техникой.

 

Рекомендации художников по повышению художественной ценности портрета: чаще смотреть на модель, стремиться видеть необычное в обычном, использовать опыт предшественников, изучать изобразительную грамоту, тренировать образное\ассоциативное мышление.

 

Решающее мнение при оценке качества портрета остаётся не за художником, а за портретируемым, который оценивает не только портретное сходство, но и красоту образа.

 

Многие заказчики, равно как и зрители на улице, с интересом наблюдают за процессом создания портрета художником. Наиболее привлекательными для них являются «похожие» портреты, реже – необычные  по материалам, технике исполнения, цвету, характеру персонажа и т.п.

Портрет является поводом для коммуникации художников со зрителями и, как результат – увеличение количества моделей, заказчиков и начинающих художников.

 

Особенность художников в умении видеть необычное в обычном и выражать свои впечатления своеОБРАЗным способом.

Работая на публике, художник непроизвольно мобилизуется и, как результат, быстро совершенствуется.

В соотнесении своего творчества с работами коллег-портретистов, выкристаллизовывается творческий почерк художника и его стоимость на рынке.

 

Портретирование на публике влияет на самооценку, как модели, так и художников, делая её более объективной, адаптируя к реальности.

Одна из участниц мастер-класса по Искусству портрета написала об этом на своей странице ВКонтакте: «…если смотреть на портреты, которые я делаю без контекста, без живых людей, которых я рисовала, без других художников, которые работают в разных техниках с разным опытом, то они (портреты) вполне ничего. Даже очень ничего. А как только сравниваешь с оригиналом, или другими более опытными и профессиональными работами, то уже и не очень. Короче, все познается в сравнении».

Рисование в публичной среде ориентирует художника также и в социальной востребованности его творчества.

 

Быстрые портретные зарисовки с натуры пользуются наибольшим спросом среди других видов портрета (рисунок по фотографии, академический рисунок, фантазийная композиция и др.), так как, в первую очередь, это зрелищно, а для художников это ещё и опыт соотнесения своих возможностей с рынком.

Критерии определения художественной ценности портретов, сделанных таким образом, формируются в коммуникативном взаимодействии художников, заказчиков и зрителей.

 

Модель для художника – это визуальный повод усовершенствования своих зрительных ощущений, выражаемых им в виде графических и живописных образов.

 

Визуальный/ассоциативный образ первичного восприятия модели, во многом определяет как процесс, так и результат работы над портретом.

Выразительные возможности материала должны быть подчинены задаче эффектной подачи образа, влияющей на выбор заказчика, то есть ему (заказчику) должно нравиться то, КАК это сделано.

 

Рисовать портрет с натуры - дело интересное. Уловить характер и черты в живом, текучем и изменчивом настоящем - это своего рода квест, успешность прохождения которого можно определить по реакции модели и зрителей.

 

Молодёжь лояльна к портретным экспериментам и имеет минимальные притязания к портретному сходству, поэтому для начинающих художников это самая комфортная категория моделей.

Эта категория портретируемых привлекательна также и для профессиональных художников, испытывающих потребность в разнообразных моделях и постоянном потоке заказчиков.

 

Чтобы почувствовать в портрете гармонию образа, следует выбирать для изображения красивую женскую модель, и постараться передать максимальное сходство.

Наиболее выразительной частью в портрете, как правило, являются глаза портретируемого, поэтому им следует уделять особое внимание по степени детализации, всё остальное можно выполнить более обобщённо.

 

Задача портретиста – максимально точно передать форму, пропорции и пластику всех деталей, выражающих лучшие качества конкретного человека. Всё остальное не существенно.

Для достижения замысла художник  должен постоянно расширять арсенал своих технических возможностей изучая и перенимая лучший опыт своих предшественников.

Критерием качества портрета является готовность заказчика приобрести его по цене назначенной художником.

 

Изучая портретный опыт по совершенствованию проектного образа человека, мы обращаемся к достижениям мастеров прошлого.

Художники Древней Греции для выражения божественной красоты/гармонии изобрели симметрию. В эпоху Возрождения были выявлены идеальные пропорции красивого человека. Импрессионисты научились видеть красоту мира сквозь призму впечатлений.

Однако, в конечном итоге, критерием гармоничности портретного образа является выбор заказчика.

 

Хороший портрет – это проектный образ усовершенствования конкретного человека.

Чтобы изображать человека лучше, чем он есть на самом деле, сохраняя при этом портретное сходство, художнику необходимо постоянно выполнять тренинговые рисунки по отработке механизма управления визуальной/графической информацией.

Особая выразительность портрета является  уникальным торговым предложением художника на рынке портретного искусства.

Однако, если бы Александр Иванов выполнял исключительно "тренинговые зарисовки", то написать "Явление" или "Библейские " не смог бы. Нужно постигать ФОРМУ, как образ природы, как слепок божий... Рисунок - это послание потомкам...

 

Художнику недостаточно изображать только портретное сходство (фотоаппарат делает это точнее), необходимо концентрировать усилия на выразительности, впечатления от модели.

Активным поиском изобразительных средств для выражения впечатлений занимались импрессионисты в конце 19 века в результате появления и бурного развития фотографии.

Русский импрессионист Николай Фешин для выразительности графических образов использовал такие средства как: фактуру материалов, тональные растяжки, разнообразную штриховку, нюансированную линию контура и др.

Наработку арсенала выразительных средств следует вести задолго до начала работы над заказными портретами, с самого начала карьеры художника, так как при выполнении заказа это может привести к непредсказуемому результату.

 

Я обычно начинаю работу над образом с момента выбора предварительной модели, полагаясь, как правило, на внутренний камертон, резонирующий на симпатичных персонажей.

Часто люди комплексуют, когда предлагаешь «в лоб»: «Давайте нарисуем Ваш портрет», но если предложить косвенно, например, спросить у друга: «Не могли бы Вы помочь уговорить Вашего товарища попозировать для портрета», тогда шансы заполучить нужную модель увеличиваются вдвое, так как друг быстрее найдёт нужные слова.

Именно рисунок модели, на которую я срезонировал положительно, а значит рисую с удовольствием, чаще всего побуждает зрителя заказать платный портрет.

В каждой модели нужно выявлять то, что вызывает у художника симпатию, иначе портрет обречён на неудачу. Именно симпатия художника к модели, выраженная изобразительными средствами, приковывает внимание зрителей к портрету, совершенствуя чувство гармонии и красоты.

 

Визуальное взаимодействие художника, модели и зрителей облагораживает всех участников, порождая у них ощущение причастности к высокому Искусству. Люди преображаются на глазах и уходят с одухотворенными лицами.

 

Контакт художника и модели порождает энергию взгляда направленную с портрета на зрителей, вызывая в их воображении образ, который ощущал художник во время портретирования.

 

Портрет  – это визуальный знак/код человека. Художник «считывает» информацию о человеке с его лица и с помощью линий, штрихов, пятен излагает эту информацию на листе/холсте.

Любые неточности в пропорциях, в тональных оттенках, акцентах и т.п. искажают информацию о человеке. Это может происходить как по незнанию изобразительной грамоты (самодеятельные художники), так и сознательно искажаться визуальная информация (профессиональные художники), в результате чего у зрителя складывается представление о портретируемом отличное от истинного.

Таким образом, художник, при определенных условиях, может управлять визуальным восприятием зрителя.

 

Художник и модель – каждый из них является инструментом переосмысления друг для друга. Художник помогает модели увидеть себя глазами окружающих, модель же является для художника мотиватором поиска новых выразительных возможностей своих ощущений.

Особые ощущения у художника вызывают парные портреты, так как здесь включается необходимость сопоставления образов: проявлять индивидуальность каждого из портретируемых и, в тоже время, выявлять их общность и взаимодополняемость.

 

Образ самого себя всегда идеализирован в нашем сознании, поэтому портрет маслом или карандашом порой нравится заказчику больше, чем собственная фотография. Сила искусства в его способности выразить то, что не увидишь глазами.

Наше представление о себе/своей семье часто не имеет ничего общего с тем, как нас воспринимают окружающие. Мы придумываем самих себя/свою семью, часто идеализируя свой образ. Многим не нравятся свои фотографии и, заказывая портрет художнику, просят не изображать какие-то детали, или что-то изменить в своей внешности. Такие заказы я воспринимаю как визуализацию проектного образа человека, к которому он стремится. И, о чудо(!), рисунок порой нравится заказчику больше, чем собственная фотография. Искусство творит чудеса.

 

Портретиста создают его персонажи/модели. Конечно, случайных встреч не бывает. Любая случайность – это проявление не познанной закономерности. Перефразируя известное изречение, можно сказать: скажи мне кого ты рисуешь, и я скажу тебе кто ты. Следует внимательно анализировать своё творчество, чтобы не пропустить главное в себе, не растерять свои особенности.

 

Художник достигает наибольшего самовыражения, синтезируя достижения своих коллег по цеху, где царит доброжелательная атмосфера содружества и свободы. Художники как бы подпитывают друг друга своими находками и достижениями, совместно развиваясь гораздо эффективнее, чем в одиночку.

 

Ни с чем несравнимое ощущение погружения в новый образ. Поток впечатлений бесконечный: сколько людей – столько образов. Остановиться в погоне за новым восприятием невозможно. Это затягивает, закончив один рисунок, ты уже ждёшь следующей встречи с новым героем.

Если рядом находится кто-то из тех, кому интересен процесс рисования, то я проговариваю вслух все свои мысли и действия, открывая свои профессиональные секреты, упрощая и ускоряя для наблюдающих освоение искусства портретирования.

 

Мастер-класс по искусству портрета в Магнитогорске, на третьем году своего существования, перешел в следующую фазу развития. Сформировалось сообщество портретистов, системно осваивающее данный вид искусства, как способ профессиональной деятельности. Вырос спрос на портретную продукцию. Художники начали активно осваивать рыночное пространство: помимо рисования на фудкорте в «Семейном Парке», еженедельно практикуется рисование на улице, выездные загородные пленэры, дистанционное рисование портретов в соцсетях.

 

Возникновение нового мышления, взгляда, техники – это всегда результат системной работы художника: от достигнутого к неизведанному. Особенно эффективно такое движение осуществляется в профессиональном сообществе, где любое достижение одного, является мотивирующим фактором для многих.

 

Портреты на улице. Калейдоскопом проходят персонажи: репер из Е-бурга, Юленька, строитель бульвара, пенсионерка…, каждый со своей историей, своим настроением, своей изюминкой – бесконечное многоОБРАЗие характеров. Чем больше рисуешь, тем острее чувствуешь красоту каждого человека. И что самое удивительное – люди с удовольствием позируют, и ценят рисунки больше, чем фотографии.

 

В тех случаях, когда художник не зависит от заказчика, не стремится понравиться, чтобы продать портрет, тогда он может позволить себе поэкспериментировать с материалами, техниками, приёмами изображения, не заботясь о портретном сходстве.

 

Новые модели, художники, зрители привносят в каждый сеанс своеобразие и неповторимость момента, которые обогащают и развивают портретистов. Всё ценнее простота исполнения и выразительность образа. Профессиональная коммуникация – основа совершенствования художника.

 

Диптих даёт возможность для выражения смысловых нагрузок и эмоций, его воздействие на зрителя сильнее, чем воздействие отдельных его частей за счёт объединения и сопоставления образов.

 

Самое главное качество для художника-портретиста это не материал и техника, а – эмпатия.

Да, это так! Если в художнике нет этого качества, никакая изобразительная грамота не поможет.

 

Художнику рисовать портрет с натуры значительно интересней, чем по фотографии. Модели стимулируют творческий процесс. В зависимости от образа и ракурса меняется цвет бумаги, используются фломастеры разной толщины и тональности, пробуются акварельные подмалевки разной интенсивности и т.д. и т.п. - нет предела фантазии. Фотография же закрепощает творческую свободу художника, оставляя ему лишь возможность совершенствования техники копирования.

 

Художник-портретист, независимо от своего сознания, через свои ощущения всегда выражает дух своего времени. Вопрос в том, какими средствами он это делает?

 

В современном портретном искусстве процветает кич. Художники в угоду заказчикам стараются, чтобы было как на фото, плюс компьютерные спецэффекты. Подозреваю, что большинство даже не догадывается о том, что важно не внешнее сходство с оригиналом, а создание образа, выражающего впечатление о человеке. Всё остальное (техника исполнения, материал, размер изображения и т.п.) – вторично. Художник ответственен за формирование визуальной культуры зрителя.

Научить искусству портрета невозможно, можно только научиться, поэтому мы лишь помогаем ученикам, усваивать визуальную культуру, носителями которой являемся.

Формой трансляции знаний мы избрали еженедельный мастер-класс по выполнению портретов с натуры в присутствии учеников: некоторые из них наблюдают процесс портретирования, фотографируя все этапы изображения, другие рисуют рядом с мастером, повторяя все его действия, кто-то рисует самостоятельно, представляя мастеру свои результаты для обсуждения, а кто-то слушает разбор ошибок других…

Место проведения нашего мастер-класса – это, как правило, наиболее людные места в Магнитогорске: фудкорты в торговых центрах, бульвары, парки, скверы, обеспечивающие постоянный приток зрителей, среди которых мы и проявляем будущих художников.

Критерием освоения графической культуры является рыночный спрос на творчество портретиста.

 

 

Художник, кандидат педагогических наук, член Академии попечителей образования и маркетинга АЛЕКСАНДР КУЛИКОВ