Вера Фёдоровна Шухаева, художник старшего поколения, принадлежит к числу тех мастеров декоративного искусства, чья деятельность до сих пор остаётся мало известной широкому кругу любителей и специалистов.
Её работа в качестве руководителя художественной мастерской шёлкового комбината «Красная Роза» была кратковременной, но плодотворной: она оказала большое влияние на формирование молодого в то время творческого коллектива, в который входили художницы А. Забелина, В. Лотонина, В. Склярова и другие.
Шухаева не получила специального художественного образования. Заняться росписью тканей её вынудили обстоятельства.
Живя с 1920 года во Франции вместе с мужем, известным художником В. И. Шухаевым, она занималась росписью подносов и ширм, помогала В. И. Шухаеву и А. Е. Яковлеву в исполнении заказов на оформление интерьеров, переключившись впоследствии на создание эскизов для тканей. Перед ней встала труднейшая задача освоить совершенно новую специфику текстильного рисунка, новые приемы графической и живописной передачи узора, понять законы ткани как особой декорируемой плоскости.
Будучи свободна от давления традиций и сложившихся штампов, она сумела создать оригинальные рисунки, отличавшиеся новизной узора и цвета. Многие её эскизы были приобретены в качестве образцов тканей ведущими французскими фирмами.
Источником вдохновения для Веры Шухаевой служила живая природа. Постоянная работа с натуры обостряла зрение, оттачивала композиционное мастерство.
Мотивы её узоров традиционны — цветы и листья. Но растительные орнаменты получают в её эскизах совершенно новое художественное выражение. Она умеет варьировать до бесконечности мотивы широких перистых листьев, изящных тонких травинок, фантастических соцветий и стилизованных роз, то заплетающихся в причудливой узор, то организованных в чёткие ритмичные построения.
Цветовая гамма, избираемая художницей для своих тканей, изысканно сдержанна. Она избегает яркой красочности, предпочитая строго сгармонированные цвета с вкраплением одного более звучного тона. Например, мягкие переходы кофейного, коричневого с сочными пятнами розово-красного или нежная гамма голубовато-зелёного с розовато-лиловым.
Особенно интересно её отношение к чёрному, который она безбоязненно вводит во все свои эскизы. Чёрные фоны позволяют подчеркнуть мягкость цветовых градаций основного орнаментального мотива, сделать его рельефнее, или же связывают рисунок с плоскостью декорируемой поверхности ткани. Характерной особенностью создаваемых ею расцветок является объединение фона и узора в единую декоративную композицию.
Наряду с многоцветными, живописными эскизами Вера Шухаева много внимания уделяла созданию строгих, почти монохромных графичных композиций. Строгий и ясный ритм построения, лаконизм графического языка, изящество и тонкость орнамента придавали им необычайную выразительность и декоративность. Шухаева разрабатывала эскизы оформления также декоративных тканей. Им тоже присущи богатство цветовой гаммы, красота фактуры, ритмичность. Красота этих композиций, их декоративность настолько притягательны, что некоторые из них использовал в своих картинах В. И. Шухаев: фон в «Портрете Н. Топуридзе», узор в «Даме в парчовом платье».
Работа В. Шухаевой на комбинате «Красная Роза», несмотря на кратковременность (1934—1936), сыграла определённую роль в повышении качества декорирования шёлковых тканей. С её приходом значительно оживилась деятельность художественной мастерской, возросло число эскизов, появились новые интересные композиции в расцветке тканей. Преодолевая трудности производства — отсталость некоторых технологических процессов, низкое качество пряжи и красителей, — руководимый ею коллектив молодых художниц сумел достойно выступить на выставке шёлковых изделий, организованной в 1935 году в Колонном зале Дома Союзов. Заслуга Веры Шухаевой ещё и в том, что она много внимания уделяла внедрению новых образцов красителей, разработав совместно с химиками комбината до 80 новых оттенков в расцветке тканей.
С 1947 года Вера Фёдоровна Шухаева живет в Тбилиси, где некоторое время работала консультантом по шёлковым тканям при Художественном совете Министерства лёгкой промышленности Грузинской ССР.
Разработанные В. Шухаевой расцветки шелковых и хлопчатобумажных тканей — крепдешина, креп-жоржета, маркизета — не устарели до сих пор, не утратили своих декоративных качеств и представляют интерес как для специалистов-текстильщиков, так и для всех, кому дороги страницы истории отечественного прикладного искусства.
И. Элизбарашвили
Журнал «Декоративное искусство СССР» № 7. 1974 г.
На аватаре: А.Е. Яковлев «Портрет Веры Фёдоровны Шухаевой»
Вера Фёдоровна Шухаева |
Вера Фёдоровна Шухаева, 1950-е годы |