Идея организации в Польской Народной Республике международных выставок под девизом «Керамика в современном искусстве» возникла у художников Гданьска. Теперь такие выставки устраиваются каждые три года и сопровождаются международными «керамическими пленэрами», участники которых работают непосредственно на месте над своими произведениями. Целью этих мероприятий было оживить деятельность в области художественной керамики в Польше и дать возможность сравнить ее достижения с тенденциями развития мировой керамики.
Первой открывала этот цикл выставка в Сопоте (1970 г.) — в рамках ХIII фестиваля изобразительных искусств. В ней принимало участие 78 художников из 11 стран мира и 66 польских мастеров. На этой выставке основное внимание было уделено творчеству художника в уникальной керамике, хотя в экспозиции были представлены также и предложения для промышленности. На выставке в Сопоте выявилась известная общность поисков декоративной выразительности у художников разных стран, что не исключает наличия национальных школ. Вторая международная выставка керамики, развернутая в залах Национального музея в Гданьске летом 1973 года, почти вдвое увеличила свой размах: на ней было представлено творчество 244 авторов из 24 стран.
Наиболее обширны были экспозиции Советского Союза, Болгарии, Чехословакии, Югославии, ГДР, Румынии и Польши. Каждый художник был представлен несколькими десятками работ. Это позволяло достаточно широко познакомиться с характером каждой школы, а также определить направление поисков и интересов отдельных авторов.
Художники Бельгии, Дании, Франции, ФРГ, Голландии, Швейцарии, Великобритании и США выступили на выставке менее представительно. Поэтому разделы этих стран давали возможность не столько узнать искусство каждой из них, сколько увидеть индивидуальную творческую манеру некоторых художников.
Самым большим (не считая польского) был раздел Советского Союза, где экспонировалось около 80 произведений 24 художников. Поиски новых средств выразительности, развивающиеся на основе существующих, живых традиций, принимают у советских керамистов разные, часто весьма оригинальные формы. Многие работы советских мастеров привлекали внимание свежим подходом к материалу и высоким уровнем исполнения — художественным и техническим. Среди них были работы, где в изысканно-сдержанной форме акцентировались контрасты объёмов (Шмидкене) или их сходство (Мартинсоне), либо своеобразно понятая монументальность (Циховска, Ятниеце).
К иному кругу проблем обращаются художники, для которых в центре внимания продолжает оставаться декоративность. И здесь, даже если художник обращается к таким общеизвестным мотивам, как цветы, каждое произведение керамики поражает неожиданностью восприятия (Сымер, Ласс) или совершенно новой интерпретацией мотива (Алеева, Димме).
Встречались и работы лирического плана, в которых с большим тактом и умением были использованы разнообразные фактуры и красители (Петров).
Польша показывала работы 60 художников. Наибольшее внимание заслужили рельефы Янины Карчевской, сложенные из множества мелких пластин с изображениями человеческих лиц анфас и в профиль. Художнице удалось достичь и в смысловом, и в пластическом плане большой . ясности решения.
Художники Гданьского побережья — среди них Хенрик Лула, Эдвард Рогущак, Рышард Сураевский, Збигнев Алькевич и другие — предложили целый ряд новых интересных решений, свидетельствующих об активных художественных поисках, идущих в этом керамическом центре.
Другой весьма заметной группой в польской экспозиции были художники Вроцлава: Крыстина Цыбиньская, Ирэна Липская-Зворская, Галина Олех, Ева Мель, Станислав Шиба и Анна Малицкая-Заморская. Это — коллектив с солидным опытом, многие годы оказывающий большое влияние на формирование современной польской школы керамики.
Помимо произведений художников этих двух центров, в польском разделе экспозиции было показано много работ талантливых мастеров из других городов.
Подводя итоги обеих международных керамических выставок, можно сказать, что они дают обильный материал для сравнительного анализа. Становится ясно, что в декоративной керамике художников социалистических стран параллельно существуют несколько основных направлений. Одно из них, наиболее традиционное, продолжает обращаться — либо прямо, либо косвенно — к народному гончарству. Другое более активно использует пластические средства и образы современного искусства. Третье, опираясь на его новейшие тенденции, отыскивает в них возможности и импульсы дальнейшего развития.
Среди новых тенденций следует отметить настойчивые попытки найти решение керамического рельефа, пространственные элементы которого выступают из плоскости стены и организуют особый ритм, основанный на модульном повторе. Может быть, это и есть один из путей, каким пойдёт дальше современная керамика.
Столь же существенной и актуальной проблемой, правда, лишь наметившейся, можно считать проблему синтеза декоративной керамики и архитектуры. Она стала девизом предшествовавшего выставке «международного пленэра» керамистов «Керамика для архитектуры — Кадыны-73». В нём приняло участие 32 художника из Польши и других стран. Чтобы создать возможность всесторонней широкой дискуссии, были приглашены не только керамисты, но также художники других специальностей.
В результате были созданы работы, предназначенные для размещения в открытом пространстве и в интерьере: рельефы, пространственные формы и облицовка стен. Каждый участник обязался передать одну из созданных на симпозиуме работ для предполагаемой в будущем Международной галереи керамики в Гданьске. Так Польша стала одним из инициаторов широкого смотра произведений уникальной керамики.
Ирэна Хумлъ (Варшава)
Журнал «Декоративное искусство СССР» № 7. 1974 г.
На аватаре: Зал польской керамики. Вторая международная выставка керамики в Гданьске.