Художник-медальер Валентин Кочетков увеличить изображение
Художник-медальер Валентин Кочетков

 

Валентин Кочетков окончил Московское высшее художественно-промышленное училище (б. Строгановское) в 1969 году. Его дипломная работа — 5 медалей «По ленинским местам Москвы» — экспонировалась на 1-й Всесоюзной выставке медальерного искусства. Она привлекла внимание очень личным отношением к теме, желанием автора найти новые пути развития искусства медали, стремлением привнести в него новые образы и идеи. Его позиция совпала с основным направлением — расширением сферы этого жанра искусства, традиционно довольно камерного.

 

Первая Всесоюзная выставка показала, что медаль становится своего рода «настольным монументом»: она соединяет в себе черты памятника, воплощающего важнейшие темы, идеи и представления эпохи, с качествами вещи сугубо личной, интимной, обращённой к отдельному человеку. Последнее роднит её со скульптурой малых форм: медальерное искусство нашего времени сочетает значительность содержания и пластическую завершенность с эмоциональностью.

 

Валентин Кочетков пытается внести в искусство медали искреннее чувство, теплоту, человечность, выразить в нём непосредственные впечатления от действительности. Художник ищет выразительные средства, способные воплотить его замыслы. Один из интереснейших примеров этого поиска — триптих «Картошка», памятник извечному тяжкому и такому необходимому крестьянскому труду.

Смысловым и художественным центром триптиха является медаль «Усталость», толчком для создания которой послужил рисунок с натуры: женская фигура, придавленная усталостью. С небольшими изменениями художник перенёс это изображение на аверс медали, передав частым, стеснённым ритмом объёмов напряжение тела, как бы деформированного усталостью. Небольшая неправильность формы медали делает её подобной и соразмерной ладони, пробуждает желание взять её, повернуть в руке и рассмотреть реверс. На обороте свободно и легко размещён на плоскости фона цветущий картофельный куст — своего рода венец тяжёлого труда. Напряжённость изображения на лицевой стороне находит здесь своё разрешение и успокоение.

Тот же принцип применён и в других медалях этой серии. Подчёркнутая «корявость», изрытость аверса уравновешивается смягчённостью, округлостью изображения на обратной стороне. Мягкость рельефа реверса рассчитана и на тактильное взаимодействие медали и руки.

 

Ищущий мастер, Валентин Кочетков пробует себя в разных манерах и образно-пластических системах. Почти одновременно с триптихом «Картошка», весь образный строй которого был основан на передаче непосредственных жизненных впечатлений, он работал над диптихом «Памяти погибших космонавтов». Не пользуясь изобразительными мотивами, художник передал драматизм борьбы и столкновения человека с космосом, с миром иных законов и других измерений. Напряжение этой борьбы выразилось в нарочитой неопределенности формы, сложном ритме «колючих» гранёных объёмов, рваном контуре, не позволяющих держать медали в руке. Объёмы вздыбливаются, взрывая пространство рельефа, придавая медали объёмную толщину. В создании драматического образа диптиха «Памяти погибших космонавтов» эти пространственные отношения очень важны.

 

Передача и трактовка пространства в медальерном искусстве занимают большое место в творческих исканиях Кочеткова. Интерес к этой проблеме проявляется и в том, что художник предпочитает создавать литые медали, так как именно литье представляет возможности для разнообразных пластических и пространственных решений. Его занимает взаимодействие и взаимосвязь высоты рельефа изображения и толщины медали, пластическая и пространственная взаимообусловленность лицевой стороны и оборотной и те художественные и выразительные возможности, которые из этих взаимоотношений вытекают.

Кочетков создает не только медали, но и большие чеканные панно и декоративную скульптуру из жести для украшения общественных интерьеров, пробует свои силы в декоративной настенной росписи.

Разнообразие жанров — медаль, станковая и декоративная скульптура, декоративная живопись — говорит о многогранности дарования молодого художника и постоянном поиске собственного почерка в искусстве.

 

Ю. Козлова

Журнал «Декоративное искусство СССР» № 7.  1974 г.

 

Фотографии взяты из журнала «Декоративное искусство СССР» № 7.  1974 г.

 

Серия медалей «Картошка». Бронза.
Серия медалей «Картошка». Бронза.