В 1968 году Лев Солодков по окончании ЛВХПУ получил назначение на Конаковский фаянсовый завод, где и работает художником по сей день.
В 1973 году молодой художник становится медалистом Международной выставки-конкурса в Фаэнце (Италия). Большая золотая медаль и диплом были присуждены за «Русь белокаменную» и «Заонежье», сложные по жанру скульптурно-вазовые ансамбли.
Этими работами Лев Солодков заявил свою идейно-пластическую тему в искусстве керамики. Художник обращается к образам древнерусской архитектуры, но не статичные иллюстрации к страницам истории, не символ давнопрошедших времён отливается им в фаянсе — в богатой, развитой пластике ансамблей Солодкова бьётся живая душа национального зодчества. Ставший привычным для современных экспозиций мотив купольных систем получает неожиданно свежую и волнующую интерпретацию; пластическому и конструктивному их своеобразию художник находит аналоги в естественной природе. Формы развиваются по законам растительного мира, то словно уходя корнями в землю, то распускаясь цветком или собираясь в завязь. Но те же формы — конструкции, построенные рукой человека.
В слиянии двух этих начал — пафос созидания, возвышения человека над природой. Композиционная система ансамбля допускает количественные вариации и экспозиционные перестановки, при которых возникают новые связи, сопоставления, контрасты.
Основные предметы в ансамблях «Заонежье» и «Русь белокаменная» одинаковы по формам, но в «Белокаменную» входит дополнительно семь малых ваз. Композиция строится мелодически, каждая ваза ведёт свою тему.
Но эмоционально-зрительные впечатления от «Заонежья» и «Руси белокаменной» совершенно различны, настолько несхожи росписи ансамблей по сюжету и технике.
В росписи «Заонежья» лёгкий штриховой рисунок будит воспоминания о природе Севера, озёрах, лесах, бревенчатых постройках. Мягкие тона глазурей и солей, растекаясь по сферическим поверхностям, дают богатую гамму состояний природы: глубокой ночной сини, дневной голубизны и зелени, светлого золота утренних лучей. У зрителя создаётся ощущение, будто земной шар медленно совершает свой оборот...
Л. Солодков «Заонежье». Фрагмент. Фаянс, роспись. |
В «Руси белокаменной» абрис форм читается чётко и лаконично. Особым образом обработанная фактура поверхности имитирует шероховатость камня, а розовато-белые глазури шапками лежат на «куполах» — это «Рассвет над Москвой-рекой» — зимняя природа, символ чистоты и силы.
Л. Солодков. «Русь белокаменная». Фаянс. |
Последние выставочные работы Л. Солодкова — «Космическая соната» и «Русский Север» — по теме и жанру примыкают к предыдущим композициям.
Но для решения «Космической сонаты» найдены более современные приёмы: смелые синкопы нарушают традиционную схему пропорций многоярусной формы, придавая ступенчатому её ритму характер реактивной устремлённости. Так «дней связующая нить» подводит художника к современной проблематике, освобождая от вещи к вещи его мышление от влияния устоявшихся образцов (особенно ощутимого в выставочных работах 1968—1971 годов).
Лев Солодков живо понимает традицию, подчиняя её своему замыслу, извлекая оттуда новые созвучия,— и это характерно для конаковской школы современного художественного фаянса. Работа бок о бок с крупными мастерами, создателями этой школы, отшлифовала талант молодого художника.
Л. Солодков «Космическая соната». Фаянс. |
На заводе Л. Солодков много трудится над формами и рисунками бытовой посуды, над мелкой пластикой. Созданные им производственные эталоны (прибор «Хлеб-соль», сервиз «Колобок», рисунки для печати, скульптуры «Архар», «Король-олень») отличают чёткая конструктивность и образная определённость. Художника привлекает не мягкая податливость глины, а твёрдость, «сопротивляемость» фаянса. Формы сосудов он трактует не как «содержащие», а как «несущие». Утилитарные вещи Солодкова крепко и ладно сделаны, не лишены индивидуального обаяния, но не выходят за пределы общих представлений о характере конаковской посуды.
|
Разработка новых техник декорирования — вот то новое, что внёс в производственную практику Лев Солодков. В лаборатории скопились сотни маленьких черепков с пробами необыкновенных глазурей, непонятных фактур и составов — результаты длительных экспериментов художника. Своеобразно фиксирует Солодков новые замыслы: детально проработанный эскиз отсутствует, лист бумаги покрывается малодоступными для непосвящённого формулами и цифрами — творческий импульс автора сразу находит им адекватную материально-технологическую форму.
Л. Солодков с успехом осваивает разные глины и разные керамические техники. В шамоте, в гончарных изделиях он находит пластически острые решения, небанальные приёмы. Композиция «Арлекины» (шамот, раскраска) была отмечена на Международной выставке в Гданьске (Польша).
Но представляется, что именно в фаянсе раскрывается своеобразие таланта художника. Его творческий поиск не должен быть безразличен фаянсовому заводу, потому что только накоплением новых образно-технических средств можно поддерживать художественный потенциал производства.
О. Каширина
Журнал «Декоративное искусство СССР» № 7. 1974 г.
На аватаре: Лев Солодков, 1974 г.
Фотографии взяты из журнала «Декоративное искусство СССР» № 7. 1974 г.
Л. Солодков. Сюита «Джаз-оркестр». Шамот, вспененная глазурь. |