СКУЛЬПТОР ЕВГЕНИЙ ЗАХАРОВ увеличить изображение
СКУЛЬПТОР ЕВГЕНИЙ ЗАХАРОВ

 

Выставка произведений скульптора Евгения Гордеевича Захарова, приуроченная к 50-летию со дня рождения и 25-летию его творчества, которая была развернута в конце 1959 года в залах ленинградского отделения Союза советских художников, показала лицо многостороннего, серьёзного мастера.

В оригиналах было представлено, к сожалению, не много работ. Не было показано ни одного крупного произведения художника, хотя он, работая с 1936 года в области монументальной скульптуры, создал несколько памятников, сооружённых в разных городах нашей страны.

 

Одной из значительных статуй на выставке была модель фигуры В. И. Ленина для памятника, установленного в 1955 году в городе Фрунзе в саду текстильного комбината. Е. Захарову удалось достигнуть убедительности образа и найти выразительность в динамике самой композиции.

 

Привлекала внимание фигура Зои Космодемьянской, представленная в гипсовом оригинале. Образ юной, мужественной девушки, почти ещё девочки, гордой и стойкой, становится понятен сразу, откуда бы мы ни взглянули на статую. Характеристика Зои раскрывается через композиционное построение фигуры, её движение. Скульптор избегает натуралистической детализации, стремясь дать возвышенный и обобщённый образ народной героини. *

 

Были показаны два небольших эскиза солдата и крестьянина-бедняка 1917 года к многофигурной группе «Встреча В. И. Ленина с народом», выполненной в бронзе в 1956 году для ленинградского Музея Революции. Они сделаны просто и убедительно. Впечатление жизненной подлинности производит фигура, изображающая солдата.

 

Подкупала своей непосредственностью и динамикой построения статуэтка «Плотогон с багром». Плотогон изображён стоящим на широко расставленных ногах в свободной, устойчивой позе. Фигура хорошо решена пластически, в ней чувствуется живое наблюдение, почерпнутое скульптором во время творческой поездки на Волгу, в Камышинский район, в 1955 году.

Е. Захаров. Плотогон. Гипс. 1955 г.
Е. Захаров. Плотогон. Гипс. 1955 г.

Нельзя пройти и мимо скульптурных бюстов, занимавших значительное место на выставке. Среди них выделялась голова матроса-балтийца, являющаяся частью большой фигуры, исполненной автором в 1955 году для вестибюля Военно-морского музея в городе Балтийке. Статуя балтийца, стоящего как бы на часах у входа, трактована в приподнятом, романтически-революционном стиле.

 

В портретных бюстах Захарова чувствуется живой интерес художника к образам людей советской эпохи. Таковы, например, бюсты комбайнеров; среди них особенно удачен портрет молодого Игнатушина, где внешнее сходство сочетается с психологической характеристикой. Запоминается также бюст геолога-нефтяника, остроиндивидуальный, чётко вылепленный.

Е. Захаров. Портрет Игнатушина — комбайнера Сталинградской области. Бронза. 1954 г.
Е. Захаров. Портрет Игнатушина — комбайнера Сталинградской области. Бронза. 1954 г.

 

Бюсты девочек Тани и Светы привлекают своей лиричностью и умением скульптора передать прелесть детского лица. Последний, отлитый художником из чугуна, свидетельствует о больших пастических качествах этого несправедливо забытого материала.

 

Евгений Захаров, вышедший из среды бакинских рабочих, начал свою трудовую жизнь на нефтепромыслах. Там он оформлял стенную газету, рабочий клуб.

С 1929 по 1932 год он учился в Художественном училище в Баку на отделении живописи, куда был послан от известного промысла «Бухта Ильича». В 1934 году для продолжения учёбы он был направлен в Ленинград в Академию художеств, где по совету П. Сабсая учился на скульптурном отделении в мастерской талантливого скульптора и педагога А. Матвеева. Одновременно он много работал, выполняя заказы Музея Революции в Баку. Так, в 1934 году скульптор создаёт статую красногвардейца-азербайджанца и вскоре после этого эскиз фигуры колхозницы-азербайджанки с хлопком, собранным в передник, выполненный в живой и свежей манере. Простая и ясная композиция, отсутствие второстепенных деталей, свободная обобщённая трактовка приводят к созданию правдивого художественного образа, в котором сохранены национальные особенности модели.

Несколько произведений Захаров посвящает бакинскому периоду деятельности И. В. Сталина.

ЛФЗ. 1951 год.  Скульптор Захаров. «Сталин пишет письмо батумским рабочим в ссылке 1902 год».
ЛФЗ. 1951 год. Скульптор Захаров. «Сталин пишет письмо батумским рабочим в ссылке 1902 год».

 

В 1936 году, ещё будучи студентом, Захаров, приглашенный П. Сабсаем, под руководством одного из талантливейших советских архитекторов того времени, Л. Ильина, участвует в создании памятника С. М. Кирову, сооружённого на холме, в центре бакинского городского парка. Произведение это было высоко оценено общественностью и удостоено в 1939 году Сталинской премии I степени. Скульптору было поручено выполнение трёх больших многофигурных рельефов для украшения постамента. Они посвящены отдельным эпизодам из истории революционной борьбы и социалистического строительства Азербайджана, связанным с деятельностью С. М. Кирова. Рельефы исполнены в простых и строго пластических формах. На рельефе «С. М. Киров среди нефтяников» изображены группы рабочих в процессе труда. Целостность и монументальность общего впечатления нарушаются лишь недостаточной обобщённостью форм, чрезмерной приверженностью автора натуре и её деталям, которые досадно дробят композицию рельефа.

 

Сотрудничество с такими крупными мастерами, как П. Сабсай и Л. Ильин, помогло Захарову приобрести богатый опыт в области монументальных работ.

В 1937 году он самостоятельно выполняет «Памятник рабочим, погибшим при обороне Пулковских высот во время гражданской войны и интервенции». Памятник сооружён в городе Колпино, на переднем крае обороны. Скульптор создал мужественный образ рабочего, сражающегося с винтовкой в руках за свободу своей Родины.

Е. Захаров.  Памятник рабочим, погибшим при обороне Пулковских высот во время гражданской войны и интервенции в Колпино.
Е. Захаров. Памятник рабочим, погибшим при обороне Пулковских высот во время гражданской войны и интервенции в Колпино.

 

Большой удачей художника в творчестве тех лет надо признать величественный и строгий портрет Низами, исполненный Захаровым в чрезвычайно сжатые сроки к открытию Музея Низами в 1941 году. Перед скульптором встала трудная задача — создать исторический портрет при отсутствии изобразительных материалов. Основой для этой всецело творческой работы по воссозданию образа Низами явились только его автобиографические стихи. Скульптору, несмотря на трудности, удалось создать убедительный образ великого поэта и мыслителя.

 

С начала 1950-х годов скульптор Евгений Захаров всё больше уделяет внимания монументальным задачам. Он много работает над образом В. И. Ленина. В 1952 году скульптор принимает участие в конкурсе на проект статуи Владимира Ильича для памятника в Севастополе. В 1955 году он проектирует памятник Ленину для города Фрунзе. В 1957 году создаёт для Художественного фонда эскиз двухметровой статуи Ленина, рассчитанной для установки на открытом воздухе. В 1958 году по проекту Захарова был сооружен памятник Ленину на территории завода «Красногвардеец» в Ленинграде.

 

Ещё в 1956 году Захаров начинает работать над образом всесоюзного старосты — М. И. Калинина. Созданный по его проекту в 1957 году памятник М. И. Калинину был установлен во Дворце культуры в Уфе.

В этом же году Захаров принимает участие в конкурсе на проектирование памятника В. И. Ленину для площади Восстания в Ленинграде. В общем ходе состоявшихся нескольких туров открытого конкурса скульптор представил пять различных вариантов. Наиболее удачным из них явился проект фигуры Ленина, изображённого идущим вперед с наброшенным на плечи пальто. Образное решение этой скульптуры ясно и оптимистично. За неё Захаров был удостоен второй премии.

 

В работах последнего времени скульптор в известной мере отходит от сухости лепки, которая свойственна его отдельным произведениям в прошлом, преодолевает ту чрезмерную точность в передаче натуры, которая, как известно, идёт во вред жизненности и одухотворённости образа. Он стремится к обобщенности скульптурной формы и к большей пластической выразительности. Это позволяет надеяться, что им будут ещё созданы многие интересные произведения, в которых получат достойное воплощение образы современников — строителей коммунизма.

 

Ж. МАЦУЛЕВИЧ

 

      См. монографическое издание ЛССХ 1948 г.: Ж. Мацулевич. Е. Захаров, «Зоя Космодемьянская»

 

Журнал «Искусство» №5. 1960 г.

 

Е. Захаров. Дружба. Бронза. 1960 г.
Е. Захаров. Дружба. Бронза. 1960 г.

Е. Захаров.  «Школьники, сажающие кленовое дерево» (в память об озеленении послевоенного Ленинграда). Барельеф начала 1950-х годов на доме №15 по Каменноостровскому проспекту в Петербурге.
Е. Захаров. «Школьники, сажающие кленовое дерево» (в память об озеленении послевоенного Ленинграда). Барельеф начала 1950-х годов на доме №15 по Каменноостровскому проспекту в Петербурге.

Е. Захаров. Барельеф.
Е. Захаров. Барельеф.

Слева на первом плане. Е. Захаров «Сталин» Бронза. (отливка мастерской Академии художеств 1951 года). Следующий бюст - «Сталин - генералиссимус», авторы ленинградские скульпторы Вениамин Боголюбов и Владимир Ингал. За ним стоят два бюста Вячеслава Молотова. Автор одного - Владимир Сычев, второго - Роберт Таурит. Автор бюста Лазаря Кагановича - скульптор Татьяна Кирпичникова. На дальнем плане сотрудник отдела научно-фондовой работы ЦВММ Екатерина Казанская с бюстом Маленкова работы знаменитого Михаила Аникушина, автора памятника А.С. Пушкину. Фото Дмитрия Соколова.
Слева на первом плане. Е. Захаров «Сталин» Бронза. (отливка мастерской Академии художеств 1951 года). Следующий бюст - «Сталин - генералиссимус», авторы ленинградские скульпторы Вениамин Боголюбов и Владимир Ингал. За ним стоят два бюста Вячеслава Молотова. Автор одного - Владимир Сычев, второго - Роберт Таурит. Автор бюста Лазаря Кагановича - скульптор Татьяна Кирпичникова. На дальнем плане сотрудник отдела научно-фондовой работы ЦВММ Екатерина Казанская с бюстом Маленкова работы знаменитого Михаила Аникушина, автора памятника А.С. Пушкину. Фото Дмитрия Соколова.

После ХХ съезд КПСС проходившего с 14 по 25 февраля 1956 года сотрудники Военно-морского музея в Ленинграде получили приказ отправить изображения «развенчанных» прежних вождей на переплавку. Вместо этого они замуровали бюсты за обшивку стены хранилища, где бюсты и сохранились до настоящего времени в идеальном состоянии.

Кстати сказать, это говорит о гражданском мужестве тогдашних сотрудников музея, их отношении к Истории, Искусству своей Родины, да и к И.В. Сталину тоже. Ведь прятали-то как от фашистов!

 

Александр Гремитских