Выставка произведений карельского графика Алексея Авдышева и театрального художника из Осетии Юрия Фёдорова

                                                                            ПО КОНТРАСТУ

 

Одна из интересных выставок в Москве за последние полгода — выставка произведений карельского графика Алексея Авдышева и театрального художника из Осетии Юрия Фёдорова. Творчество Авдышева посвящено жизни и природе Близкого Севера — так можно назвать Карелию. Это издревле знакомый русским людям край. Здесь Авдышев живёт и работает. Художник необыкновенно лиричен в своих произведениях, его гравюры развенчивают легенду о «Севере диком», угрюмом. Поэтическим языком рассказывает он о простых и прекрасных пейзажах Карелии, о преобразующей деятельности человека.

А. И. Авдышев. Полярное солнце. Линогравюра. 1962 г.
А. И. Авдышев. Полярное солнце. Линогравюра. 1962 г.

 

Алексей Иванович Авдышев работает в линогравюре — технике, которая великолепно выявляет свойственный художнику выразительный лаконичный рисунок. Весьма разнообразна тематика его произведений: «остроконечные елей ресницы над голубыми глазами озёр», древние Кижи и северные села, новые города советского Севера, их широкие проспекты и мощные заводы, просторные рейды морских портов. А.И. Авдышев постоянно работает на натуре — его наброски, изображающие «уголки» природы, передающие её состояние в разное время дня и года, говорят о необычайно остром глазе художника, о большом его таланте.

Особое место в творчестве Авдышева занимают монотипии. Они дают право предположить, что художника ждут значительные успехи и в области книжной иллюстрации,— талант его в графике малых форм очевиден.

А. И. Авдышев. Кижский собор. Линогравюра. 1963 г.
А. И. Авдышев. Кижский собор. Линогравюра. 1963 г.

 

 

Юрий Павлович Фёдоров показал на выставке значительное число эскизов к театральным постановкам, рисунки костюмов и небольшое количество живописных работ.

Национальная тема занимает значительное место в творчестве художника Ю. П. Фёдорова. Суровая жизнь горцев, древние крепости на фоне снежных вершин, простой, полный чувства собственного достоинства народ, населяющий этот край, — всё это хорошо знакомо и дорого Ю. Фёдорову. И он щедро использует окружающую его действительность в работе над оформлением национальных пьес. Недаром большинство спектаклей, созданных им, посвящено народу Осетии, его многострадальному прошлому, его борьбе за лучшую жизнь, за свободу. Эскизы Ю.П. Фёдорова, собранные вместе, создают своего рода поэму об Осетии.

Художнику принадлежит большое количество эскизов оформления музыкальных и драматических спектаклей мировой классики («Король Лир», «Лауренсия», «Мирандолина», «Мария Стюарт», «Коппелия», «Кармен», «Макбет»), Конечно, они далеко не равнозначны по своим художественным качествам. Более удачны эскизы к произведениям Шекспира. Эскизы декораций к «Макбету» особенно характерны для понимания художником Шекспира.

Ю. П. Фёдоров. Эскиз к спектаклю «Макбет» В. Шекспира. Картина 3-я. В степи. Картон, гуашь. 1963 г.
Ю. П. Фёдоров. Эскиз к спектаклю «Макбет» В. Шекспира. Картина 3-я. В степи. Картон, гуашь. 1963 г.

 

Станковые живописные работы художника посвящены древним русским городам: Переславлю-Залесскому и Ростову Великому. В них, как и в работах, созданных для театра, главное — живописность. Стремление выразить цветом, фактурой мазка, контуром рисунка реальную сущность явления, передать его эмоциональную окраску цветосветовыми соотношениями характерно для творчества опытного художника, каким является Юрий Павлович Фёдоров.

 

Г. КАРГАНОВ

Журнал «Художник» № 12, 1964 г.