Рецензия на книгу Э. Н. Ацаркиной «Карл Павлович Брюллов. Жизнь и творчество» увеличить изображение
Рецензия на книгу Э. Н. Ацаркиной «Карл Павлович Брюллов. Жизнь и творчество»

МНОГОЛЕТНИЙ ТРУД

 

Книга Эсфири Николаевны Ацаркиной «Карл Павлович Брюллов. Жизнь и творчество» *  вполне оправдывает своё название. Главным её достоинством является почти исчерпывающая для нашего времени полнота изложения. Использовав документальные, литературные и архивные источники, автор добился редкого в монографических работах единства в изложении событий жизни и творчества художника. К. П. Брюллов проходит перед читателем в близком соприкосновении со своими современниками, на фоне художественной жизни тех лет. При этом автор всегда раскрывает социальный смысл изменений, происходивших в области эстетической мысли и художественной практики. Эсфирь Николаевна Ацаркина убедительно доказывает, что Брюллов был одним из крупнейших прогрессивных деятелей своего времени.

 

Его личность никогда не затушёвывается автором, а остается ярко индивидуальной, несмотря на подробное изложение событий, происходивших в художественной жизни России первой половины XIX века. Брюллов, художник и человек, предстает перед читателем в неустанной деятельности. Этого удалось достигнуть потому, что добросовестность исследователя воскресила множество забытых и полузабытых фактов, давших возможность воспроизвести конкретную обстановку, в которой протекала жизнь и работа художника.

Благодаря всему вышеизложенному эволюция творчества Брюллова показана очень тщательно и не только в крупных её этапах, но и в сложных, иногда противоречивых её изменениях. Подробно прослежен рост портретного мастерства художника.

 

Книга вносит много нового в наше представление о творчестве Брюллова. Для периода молодости художника весьма ценны впервые опубликованные произведения: «Автопортрет» (1823—1824), «Портрет кн. Г. Г. Гагарина» (1827—1830), «Портрет П. П. Лопухина» (ок. 1833 г.). Впервые воспроизведен «Портрет П. В. Кукольника» (1837—1840), столь нравившийся И. Репину, а также интересный «Портрет балерины С. И. Самойловой» (1837—1840).

Очень важна глава, посвящённая поездке в Грецию и Турцию, где автор впервые подвергает анализу великолепные пейзажные акварели Брюллова. И в этой главе художник предстаёт как человек умный, наблюдательный и прогрессивный.

 

Иногда тонко замеченные мелкие факты освещают неясные прежде моменты творческой биографии художника.

В этом отношении очень убедителен рассказ о пребывании Брюллова в Москве. Его внутренняя тяга к реализму, искреннее желание быть подлинно русским художником ярко освещаются теми фактами, что в первый день приезда он поспешил на спектакль в Малый театр, а на следующий день посетил В. Тропинина.

Мы совершенно согласны с Э. Н. Ацаркиной, что эскиз «Нашествие Гензериха на Рим» не мог быть создан в Москве.

Интересно наблюдение о влиянии на В. Верещагина образа Наполеона в набросках Брюллова. Много нового материала дает глава «Последние годы творчества».

Автор довольно подробно и в общем правильно говорит о заслугах художника в создании исторической картины на определённом этапе развития русской живописи.

 

Чрезвычайно ценной частью книги является полный список произведений художника с уточнёнными и подробными данными. Следует отметить, что произведения, находящиеся в периферийных музеях, были проверены автором лично. Правда, отдел историографии желательно было бы видеть более разработанным.

 

Естественно, не со всеми общими положениями автора можно согласиться. Так, например, мы не считаем, что «монументальная живопись была истинной стихией Брюллова». Иногда сквозь спокойное изложение темы прорываются некоторые преувеличения: едва ли можно сказать, что Брюллов был человеком «всесторонне образованным», или признать правильным, что «студии русских пенсионеров Ф. Я. Алексеева, О. А. Кипренского и С. Ф. Щедрина были центрами художественной жизни Рима и Неаполя». Перечисление примеров можно было бы продолжить. Хочется поспорить и относительно оценок некоторых произведений.

Но в целом книга, являющаяся примером многолетнего, серьёзного изучения наследия художника, создаёт верную, полную и ясную картину жизни и творчества одного из крупнейших мастеров русской художественной культуры первой половины XIX века.

 

О. ЛЯСКОВСКАЯ

Журнал «Художник» № 12, 1964 г.

 

*  Э. Ацаркина, «Карл Павлович Брюллов. Жизнь и творчество» Изд. «Искусство», 1963 г.