Давид Павлович Генин. ДОРОГИ, ВЕДУЩИЕ В МОСКВУ.
Д.П. Генин. Ленинградское шоссе. |
Старая поговорка гласила: все пути ведут в Рим. В наше время есть все основания утверждать: все пути ведут в Москву.
Для художника, мыслящего образами, воспринимающего и обобщающего явления в живых связях, сопоставлениях, сравнениях, «пути, ведущие в Москву»,— это образ многогранный и ёмкий, наполненный большим общественным содержанием и, конечно, лирико-поэтический.
Д.П. Генин. Зимняя дорога. |
Пути-дороги в Москву... Для художника-пейзажиста они конкретизируются в образе рельсовых путей, воздушных трасс, автомагистралей, ведущих к сердцу страны. Такая пейзажно-лирическая трактовка темы сегодня закономерна и естественна.
Почему? Да потому, в частности, что каждый советский человек, спускавшийся по трапу на бетонные дорожки московских аэродромов или въезжавший в столицу по шоссе, прорезающему холмы и перелески Подмосковья, или смотревший из окна приближавшегося к Москве поезда на изгибы рельсовых путей, поднятых на высокие насыпи, — каждый, при этом помимо всяких иных чувств и ощущений, испытывал, быть может, неосознанное эстетическое волнение. Волнение, порожденное самой окружающей жизнью — дорожным пейзажем, архитектурой, центростремительным движением, влекущем к Москве...
Д.П. Генин. Автобус на Москву. |
Эта способность эстетического восприятия жизни (в различной степени присущая разным людям) окрашивает наше мироотношение, накладывает особый и яркий отпечаток на представление о вещах и людях, формирующееся в нашем сознании. В глубинах его откладываются образы, «свои» для каждого человека, но вместе с тем в основных своих качествах единые для людей, принадлежащих одному общественному строю, одному времени.
Д.П. Генин. Последний автобус. Бумага, пастель. 26 х 25,5 см |
Когда же художнику посчастливится не только увидеть и пережить, но и воплотить в образах искусства те же представления-образы, что отложились в душах и умах его современников, зрители воспринимают такую удачу с неизменной благодарностью именно потому, что они видят в искусстве естественное выражение собственного мировосприятия.
В своих работах, посвящённых путям-дорогам, ведущим в Москву, Давид Павлович Генин выступает как художник, настойчиво совершенствующийся, ищущий приметы нового во имя выражения жизненной правды, но никогда не стремящийся к новациям формы ради них самих.
Он — художник лирического, быть может, даже камерного склада. Но в последнее время наблюдается в его творчестве процесс подавления созерцательности восприятия, преодоления ранее ему свойственных тихих, мягких интонаций. Происходит это не путем насилия, ломки индивидуальности; просто получили простор ранее сокрытые способности активного, яркого восприятия жизни.
Это сказалось прежде всего в обострении композиционного мышления. Становится более определённым, лишается некоторой вялости «угол зрения», категоричнее ставятся акценты. Пейзажи, всегда одухотворённые присутствием человека или отголоском его живой деятельности, обретают ясный эмоциональный и одновременно логический центр. Художники в таких случаях говорят о «построенности», «конструктивности». Но хочется подчеркнуть, что конструктивность в пейзажах Генина далека от чисто рассудочного построения пространства и умозрительного размещения в нём людей, предметов, элементов пейзажа.
Д.П. Генин. Въезд в Москву. |
Лучшие из его новых пейзажей тем и хороши, что в каждом из них звучит своя задушевная мелодия, изображение в них эмоционально выразительно. Это каждый раз итог удачно найденного в рисунке пластического «ключа», возникающего на основе разработки конкретного сюжета, из освоения новых мотивов в окружающем пейзаже.
Ослепительно светится в спускающихся сумерках корпус самолета, подготовляемого к ночному рейсу. Сверкающая белая «сигара» прорезает тёмный массив деревьев, окаймляющих лётную дорожку. Их неровные контуры, как и неопределённость надвигающегося ночного покрова, контрастируют со стройным силуэтом воздушного корабля и ровными линиями бетонных плит дорожки. В этом контрасте — напряжение, ожидание, взволнованность. Точно прорисованы характерные и энергичные движения людей. Эта характерность движений вносит в сцену тепло земной жизни, быть может, намек на жанр, во всяком случае — элемент лирический. В целом, перед нами образ поэтичный и, пожалуй, даже романтический.
Д.П. Генин. Шереметьево. Бумага, акварель. 1964 г. |
Листок из маленького путевого альбома: дорога, точнее — шоссе; такое, каким открывается оно из-за ветрового стекла: бесконечное, ныряющее с холма на холм до самого горизонта. Ритму движения вторят столбы и провода вдоль обочины, очертания пробегающих мимо полей да силуэты едущих впереди машин. Вы, может быть, скажете: «Постойте, это уже было где-то! В моей жизни? В фильме? В картине Нисского?» Ну, что же! Если вы уже открыли для себя этот мотив в жизни, до того как обнаружили его у художника, тем лучше: вы будете ему верить. Если же вы настаиваете, что уже встречались с этим в искусстве, — вы обманываетесь. С этим, да не с тем. Каждый художник по-своему передаёт увиденное (даже, если и близок репертуар, у каждого не только свой голос, но и свой тембр). Генинские наброски с натуры отличает их лирическая интимная интонация, не исчезнувшая, несмотря на то, что в творчестве его теперь утверждает себя мужественность и решительность.
Д.П. Генин. Дорога. |
Просматривая альбомы Давида Генина, мы как бы присутствуем при его «открытии мира». Впрочем, ощущение причастности к малым или большим художественным открытиям всегда сопутствует нам, когда посчастливится заглянуть в записные книжки художника.
Наброски-эскизы Д. Генина отличает ещё и то, что они почти всегда очень конкретны. Это не те, зашифрованные — себе, для памяти — заметки, где автору достаточно схематичного намёка на поразившие его ритмы, пропорции, пространственные отношения и т. п., чтобы впоследствии разработать их в картине. Давид Генин в самом, казалось бы, беглом наброске сохраняет предметность реального мира. Я хочу подчеркнуть этим, что отвлечённое понимание выразительности графической формы совершенно чуждо Генину как графику (то понимание линии, пятна, ритма и прочих элементов художественной формы, благодаря которому они в рисунках некоторых художников начинают обретать как бы самостоятельную, независимую от изображаемых предметов жизнь, создавая иллюзию независимой самостоятельности средств художественного воздействия). В его набросках, этой первичной стадии восприятия мира, мы находим тому подтверждение.
Этим же ощущением живой конкретности, вещественности мира насыщены и его законченные работы— сочные акварели («Дождь прошёл», «На рулёжной дорожке») или лёгкие, чуть тронутые цветными карандашами листы («На окружной дороге»).
Д.П. Генин. На окружной дороге. |
Так поиски средств и путей эмоциональной выразительности неотделимы в работах Генина от овладения конкретными, живыми, реальными чертами изображаемого предмета.
И хочется пожелать художнику дальнейших удач в его настойчивом стремлении открыть новую и живую красоту окружающего нас мира.
В. ГЕРЦЕНБЕРГ
Журнал «Художник» № 12, 1964 г.
Чёрно-белые репродукции работ Д. Генина из журнала «Художник» № 12, 1964 г.
Д. Генин. Шереметьево. Бумага, акварель. 1964 г. |
Д. Генин. Дождь прошёл. Бумага, акварель, восковой карандаш. 1964 г. |
Д. Генин. Дорога. Тонированная бумага, фломастер. 1963 г. |
Д. Генин. На строительстве Центрального аэровокзала. Бумага, фломастер. 1963 г. |
Д. Генин. На рулёжной дорожке. Тонированная бумага, акварель, белила, восковой карандаш. 1963 г. |
Д. Генин. На окружной дороге. Тонированная бумага, восковой карандаш. 1964 г. |