Стремясь как можно внимательнее рассмотреть натуру, неопытный живописец или рисовальщик часто сосредоточивает взгляд на какой-то одной её части, даже не всегда существенной. Такое изолированное рассматривание натуры по частям и отдельным деталям не позволяет активно сравнивать их друг с другом и находить верные соотношения. Не останавливайте подолгу взгляд на отдельных деталях или одном определённом участке поверхности изображаемого предмета, а почаще оглядывайте всю натуру целиком.
В поисках основных тональных соотношений полезно прищуривать глаза. Это помогает отвлечься от всего несущественного и увидеть большие пятна светлого и тёмного, основные контрасты. Работая в живописи, нужно не только щурить, но и расширять глаза, как бы увеличивая поле зрения. Это позволяет несколько рассредоточить взгляд, не задерживаясь на рассматривании какой-либо одной части «в упор» и вернее видеть цвет по отношению к другим цветам натуры.
***
В акварельной живописи можно вести этюд по-разному. Иногда, если работа рассчитана на длительное время, первую прокладку красками по карандашной намётке делают очень легко, гораздо слабее и прозрачнее по цвету, чем видно в натуре. Цветовые отношения при такой первой прокладке лишь едва-едва намечаются. Затем, в дальнейшей работе, звучание цвета постепенно усиливают, доводя соотношения до предельной выразительности и правдивости. При этом, пользуясь особой прозрачностью акварели, наносят свежую мокрую краску на предыдущие подсохшие слои, что позволяет понемногу довести цвет до значительной насыщенности и нужной темноты.
Но можно наносить цвет сразу и класть красочные мазки такой яркости и светосилы, какие требуются для полнокровного выражения цветовых соотношений натуры. Этот способ работы более распространён в современной живописи и по сравнению с первым имеет серьёзные преимущества. Главные из них два:
1) когда цвет на бумаге взят близко к его натурному звучанию, по отношению к нему легче верно брать и другие цвета; можно в любую минуту видеть, что получается, наглядно проверять себя и на ходу исправлять свои ошибки;
2) такой способ ведения этюда в известной мере предохраняет от засушивания и излишней жёсткости, к которой нередко приводит постепенное наслоение красок «по-сухому». Сразу положенные в полную силу цвета мазки в своих сочетаниях и сопоставлениях, в движении и контрастах гораздо лучше передают и сохраняют непосредственное впечатление художника, его чувство и живость восприятия натуры.
* * *
Если ваши рисунки получаются сухими и жёсткими, если они неубедительны по тону и раздроблены по форме — не ограничивайтесь простым карандашом средней мягкости, старайтесь использовать в рисунках и набросках новые для себя материалы: очень мягкие простые карандаши (4-6М), уголь и угольный карандаш, наконец, одноцветную акварель. Особенно хорошие результаты дает переход к чёрной или тёмно-коричневой акварельной краске, которой рисуют большой мягкой кистью (беличьей или колонковой, №№ от 15 до 24). Такая техника рисунка даёт возможность брать в полсилы или в полную силу сразу большие массы тона, не засушивая работу жёсткими контурами и штрихами, позволяет добиваться контрастов любой силы, от самых мягких до чрезвычайно резких, и большого разнообразия тональных колебаний (валеров).
* * *
Рисунки, выполненные одноцветной акварелью, и этюды, написанные всеми красками, тоже могут быть жёсткими и сухими. Многие начинающие художники долго не могут избавиться от этого недостатка. Чтобы быстрее и успешнее его преодолеть, очень хорошо перейти на живопись и рисунок кистью по влажной бумаге. Для этого перед работой бумагу равномерно смачивают чистой водой, применяя для этого ватку, мягкую тряпочку или большую акварельную кисть. В течение двух-трёх минут надо дать воде впитаться в бумагу и чуть подсохнуть, затем можно начинать работу акварелью. Мокрые мазки краски, ложась на влажную поверхность бумаги, будут слегка расплываться, сливаясь друг с другом, создавая плавные переходы вместо жёстких и резких границ, которые иногда получаются в акварельных работах по сухой бумаге. В тех же случаях, когда необходимо подчеркнуть какое-то место порезче, можно подождать полного высыхания и сверху, по первой прописке, положить мазки нужной силы, размеров и направлений. Усилить контрастность акварельной работы, сделать её темнее и жёстче всегда можно; гораздо труднее сохранить её свежесть, мягкость и пространственность.
* * *
Даже длительная и упорная работа над акварельным этюдом или рисунком далеко не всегда приводит к успешному её завершению. Неудачи бывают и у опытных акварелистов. Но не всё ещё потеряно, если вы не с самого начала обнаружили, что работа идет по неверному пути: на любом её этапе можно смыть водой почти всю краску с бумаги, пользуясь большой кистью или тряпочкой. Останутся лишь бледные расплывчатые очертания нанесённых раньше пятен. Дав работе подсохнуть, можно вести её почти заново и использовать несмывшиеся туманные следы, как первоначальную предварительную намётку. Для использования этого приёма необходимо, чтобы бумага была достаточно плотная и хорошо натянута на фанерный планшет или доску при помощи клея или стиратора. При смывании обильно смоченная водой бумага может разбухнуть и начать пузыриться, но потом, при высыхании, она опять натянется, и по её тугой ровной поверхности будет снова удобно работать кистью.
* * *
Все краски более или менее прозрачны. Но самые прозрачные — акварельные. По сравнению с ними масляные и клеевые краски отличаются значительной кроющей способностью. Поэтому в акварельной живописи большей частью работают без белил. Вместо них используется белизна бумаги, просвечивающая сквозь прозрачные слои красок. В светлых местах стараются наносить меньше краски и разводить её пожиже. Этой же причиной объясняется и то, что многие художники, работая акварелью, стараются вначале не трогать те части своего этюда или рисунка, которые должны остаться наиболее светлыми, а прежде прописывают тени и темные места. Таким образом удаётся сохранить прозрачность самых освещённых поверхностей и предметов, выделяющихся среди окружения своей светлой окраской. По мере продвижения этюда их можно прокрывать жидко разведённой краской необходимого цвета (если это цветной живописный этюд). В творческой практике многих художников нередко можно встретить работы, выполненные акварелью с белилами или акварелью и гуашью, иногда даже акварелью и цветными карандашами или сангиной. Но такие смешанные техники работы требуют очень большого практического опыта, высокого профессионального мастерства и не могут быть полезными для начинающих художников.
* * *
Если вам нужно нарисовать комнату или улицу с домами, не начинайте работу над рисунком с построения перспективной схемы. Рисуйте с натуры на глаз и от руки. А для того, чтобы рисунок хорошо построился, активнее ищите пропорции и сравнивайте основные направления друг с другом и каждое из них с вертикалями в натуре и в рисунке. Если же вы будете начинать с перспективной схемы — ваши работы будут походить на сухие бездушные чертежи.
Журнал «Художник» № 12, 1964 г.