Бывает так, что на выявление творческого лица человека требуется не один год. Но уже первый просмотр многочисленных листов Александра Дерявского, недавнего студента, в Алтайском отделении Союза художников показал, что он — художник самобытного дарования.
Графические листы к произведениям Д. Мамина-Сибиряка «Дед Тышко» и П. Мельникова-Печерского «В лесах» говорят о серьёзном подходе художника к задачам иллюстратора.
В последующие годы, продолжая работать над произведениями Мамина-Сибиряка, художник создаёт новые листы — «Свекровь», «Дело» и иллюстрирует роман К. Федина «Необыкновенное лето». Его работы экспонируются на Республиканской выставке 1956 года и Всесоюзной художественной выставке 1958 года.
Не случайно художник обращается к одному из лучших произведений Д. Мамина-Сибиряка «Горное гнездо», в котором раскрыты нравы, ярко выражены типы воротил-управителей и заводчиков. Точными штрихами художник обнажает всю их фальшь, алчность, низость.
Часто Александр Дерявский иллюстрирует рассказы. Нельзя не сказать о его работах к рассказам П. Дановского («Миша Муров»), А. Селишева («Былое»), Н. Чуваева («Грех»). Для листов А. Дерявского характерно живое ощущение интересующих его произведений. Его манера исполнения сочетает живописность пятен и тонкую графическую проработку деталей.
Александр Кузьмич Дерявский. Из иллюстраций к рассказу П. Дановского «Миша Муров». Бумага, карандаш, акварель. (Репродукция из журнала «Художник» № 6, за 1964 г.) |
В настоящее время к выставке «Сибирь социалистическая» художник-график Александр Дерявский готовит десять графических листов, посвящённых революционному прошлому Сибири.
А. ЖДАНОВ
Журнал «Художник» № 6, 1964 г.
На аватаре: Александр Кузьмич Дерявский. Степан Разин. Иллюстрация к роману В.М. Шукшина «Я пришел дать вам волю…»