Итоги конкурсов
Статьи
ИНТЕРЬЕР: ПРОСТРАНСТВО ЖИЗНИ? ПРОСТРАНСТВО КУЛЬТУРЫ? увеличить изображение
ИНТЕРЬЕР: ПРОСТРАНСТВО ЖИЗНИ? ПРОСТРАНСТВО КУЛЬТУРЫ?

 

 

Пространство жизни и пространство культуры — два мира, живущих по своим законам, но в странной зависимости друг от друга: мечтая о гармоничном союзе, но ни в чём не находя согласия.

Существование на границе этих миров составляет смысл и драму монументального искусства. И именно это его положение наделяет особым значением деятельность монументалиста, предметом творчества которого является не стена, не архитектурное пространство, но образ жизни.

В этом процессе важную роль играет позиция, занимаемая художником по отношению к каждой из составных его творчества. Мы помним попытки насильственно-волевого изменения естественного развития жизни, насаждения единственно “правильного”, художественно запрограммированного поведения человека в заданном пространстве. Но в равной мере нас удручает и не сопротивление хаосу жизненных обстоятельств, пассивное приятие или полное неучастие художника в процессах жизнестроения. Не потому ли нас интересуют не только эстетические качества интерьера, но и то, какие формы человеческих отношений он предлагает или предполагает.

 

Искусство интерьера даёт много поводов для такого рассмотрения. Едва ли не больше даже, чем архитектура, потому что интерьер более чувствителен к переменам во времени, вкусах, моде, образе жизни и быстрее на них реагирует. И хотя художник-монументалист не единственный персонаж в этой сфере деятельности, но часто именно он в одном лице совмещает всех, проявляя и закрепляя в художественных образах те или иные общественные настроения.

 

*

 

Примечательная, на мой взгляд, история произошла недавно с одним из ленинградских объектов. В конце 90-го года в ресторане «Нева» сменилось оформление интерьеров.

Автор нового оформления — художник Феликс Романовский (росписи в фойе — московские монументалисты И. Лаврова и И. Пчельников) кардинально изменил прежнюю концепцию оформления, созданного в 60-х годах замечательной художницей Зоей Томашевской.

И. Лаврова, И. Пчельников. Роспись в фойе ресторана «Нева». Ленинград. 1990 г.
И. Лаврова, И. Пчельников. Роспись в фойе ресторана «Нева». Ленинград. 1990 г.

 

Феликс Романовский — талантливый ученик Зои Борисовны Томашевской, один из ведущих художников по интерьеру, сам автор многих работ, оказался в нелёгкой (в нравственном смысле) ситуации и не без колебаний взялся за эту работу.

Его можно понять. Прежний интерьер в своё время был новым словом в искусстве отечественного современного интерьера. С ним у молодых (тех лет) ленинградцев связано много воспоминаний. А у нас, более поздних его посетителей, он отчётливо ассоциировался с эпохой Оттепели, словно бы овеществлённой в оформлении. Впрочем, оформление само по себе было более чем скромным, оно воплотилось в пространственном строе, в чём-то неуловимом, но столь прочном, что навсегда соединилось в устойчивый образ шестидесятых.

3. Томашевская. Оформление интерьера ресторана «Нева». Ленинград. 1960-е гг. Фрагмент.
3. Томашевская. Оформление интерьера ресторана «Нева». Ленинград. 1960-е гг. Фрагмент.

 

Ф. Романовский, кстати сказать, не пошёл по пути увеличения количества декора, и в этом показал себя верным учеником своего учителя. Он изменил пространственный образ интерьера, то есть то, что определяло самую его суть. Он нарушил целостность пространства, расслоил его по горизонтали на ярусы, разделил на отдельные модульные элементы. Причём каждый такой “модуль” способен существовать как бы в двух режимах — общем или автономном, по желанию посетителей.

Ф. Романовский. Интерьер ресторана «Нева». Ленинград. 1990 г. Общий вид.
Ф. Романовский. Интерьер ресторана «Нева». Ленинград. 1990 г. Общий вид.

 

Своеволие автора в данном случае — жест оправданный. Оба художника — и Зоя Томашевская и Феликс Романовский — одинаково точно и безошибочно ответили на заказ времени. Только каждый — на своё.

Ушло время, освящённое коллективным пафосом, с надеждой смотревшее в будущее и мало ценившее прошлое. Время простых и быстрых ответов на самые сложные вопросы...

На смену ему пришло время, индивидуальные запросы ставящее выше коллективных, время, ничто не отрицающее и ни на чём не настаивающее, создающее сложности “на пустом месте” и не мыслящее себя без проблем... Одним словом — пришло другое время. А с ним — и другие образы пространства, жизни, культуры.

 

Наталья Давыдова

Журнал «Декоративное искусство» № 6, 1991 г.

 

На аватаре: Ф. Романовский. Фрагмент оформления интерьера ресторана «Нева». Ленинград. 1990 г.

Фотографии взяты из журнала «Декоративное искусство» № 6, 1991 г.