НАРОДНОМУ ХОЗЯЙСТВУ — КАДРЫ ХУДОЖНИКОВ увеличить изображение
НАРОДНОМУ ХОЗЯЙСТВУ — КАДРЫ ХУДОЖНИКОВ

 

Жизнь требует внести коренные изменения в подготовку специалистов в художественных учебных заведениях, учитывая выпуск таких художников, которые были бы способны работать в различных областях промышленности, просвещения и культуры. В нашей стране десять художественных вузов, которые до последнего времени ежегодно готовили около 500 специалистов станкового искусства. Художников декоративного искусства готовилось в два раза меньше, тогда как потребность в них превышала выпуск в пять-шесть раз. Особенно увеличился спрос в последние годы на художников-конструкторов промышленного искусства.

 

В настоящее время все художественные вузы страны (кроме институтов им. Сурикова и им. Репина) перестраиваются на промышленный профиль. Открыты новые факультеты, определён контингент приёма, подбираются педагогические кадры, установлена связь с совнархозами, принимаются меры к созданию материально-технической базы и т. д. Всем вузам, которые готовятся к выпуску художников новых специальностей, нужна помощь по учебно-методическим и научным вопросам. Такую помощь оказывают два крупнейших высших училища страны: Московское (б. Строгановское) и Ленинградское им. В. И. Мухиной. Воссозданные в 1945 году, они за сравнительно короткое время превратились в хорошо оснащённые учебные заведения.

Осуществляя закон об укреплении связи школы с жизнью, выполняя решения июньского Пленума ЦК КПСС и приказы Министерства высшего и среднего специального образования, эти училища провели большую работу с учётом подготовки художников-конструкторов промышленного профиля и распространили свой опыт на другие аналогичные учебные заведения.

 

В 1962 году, согласно решению правительства, введена новая форма подготовки художников-конструкторов без отрыва от производства. В училища на это отделение принимаются лица, имеющие законченное высшее техническое или художественное образование и работающие по конструированию промышленного оборудования. Учебными планами указанного отделения предусмотрено изучение целого ряда новых дисциплин, таких, как тектоника промышленных форм, основы физиологии и психологии, история промышленного искусства, художественное конструирование, цветовое и пластическое решение промышленного оборудования. Большая работа проводится с инженерами, которым поручено вести курс художественного конструирования в технических вузах.

 

В этом году Московское и Ленинградское училища впервые провели совместное выполнение дипломных работ со студентами технических вузов. Молодые инженеры выполнили всю расчётно-конструкторскую часть агрегата, а молодые художники дали не только решение внешнего оформления машин, но и участвовали с самого начала в творческой работе совместно с конструкторами по созданию новых моделей.

Однако следует отметить, что в целом существующая система подготовки специалистов прикладного и промышленного искусства имеет ряд существенных недостатков. Одни высшие учебные заведения не смогут решить общей проблемы подготовки кадров. Специалисты среднего звена для работы в промышленности у нас отсутствуют.

 

50 средних художественных учебных заведений по Союзу готовили и готовят художников по изобразительному искусству. 25 детских художественных школ с четырёхлетним сроком обучения также ведут образование по общим дисциплинам и не дают молодежи знаний по декоративно-прикладному искусству.

В 1945 году при воссоздании вузов декоративного искусства в Москве и Ленинграде было открыто 30 художественных ремесленных училищ, однако они почти все впоследствии были реорганизованы в технические училища. В результате высшая школа декоративного искусства не подкрепляется кадрами среднего звена.

 

Нет кадров среднего звена и на производстве. Очень часто специалисты с высшим образованием используются не рационально, выполняя работу ниже своей квалификации. Поэтому естественно, что художественных кадров высшей квалификации у нас не хватает. Сейчас в вузы поступает молодёжь, не подготовленная по специальным практическим дисциплинам, в силу чего неэкономно расходуются средства на подготовку специалистов высшего звена. Удлиняются сроки обучения. Ряд специальностей промышленного искусства, по которым готовятся художники в вузах, не требует высшей квалификации.

 

Детей в средней школе обучают изобразительному искусству, но не знакомят с основами декоративно-прикладного творчества, хотя это не менее важно для последующего эстетического развития, чем изобразительная грамота.

Неправильно поставлено обучение и в средних художественных училищах. Выпускники делают сложные многофигурные живописные композиции, которые абсолютно не под силу специалистам средней квалификации. С другой стороны известно, что скульпторы средней квалификации (исполнители) требуются в ограниченном количестве.

 

Во многих зарубежных странах (Франция, Англия, Венгрия, ГДР, Чехословакия и др.) очень широко развёрнута сеть средних художественно-промышленных учебных заведений. Так, например, в Чехословакии на три высших школы имеется 15 средних художественно-промышленных учебных заведений. Часть выпускников поступает в высшую школу, а остальные идут работать в промышленность. Кроме того, существует широкая сеть специальных технических школ, где предусматривается техническое образование в непременном сочетании с эстетическим воспитанием.

Во многих начальных школах Франции и почти во всех школах в пригородах крупных городов преподавание ведётся с сильным уклоном к прикладному искусству. Дети составляют композиции из цветной бумаги, делают театральные куклы и игрушки из папье-маше. Создаются интересные по форме и цвету керамические изделия, для обжига которых имеются специальные печи. В высших учебных заведениях студенты, выполняя задания даже на самую незначительную тему, разрабатывают её подробнейшим образом, комплексно, с учётом практической реализации. Например, по заданию «пластмассовая посуда для продажи растительного масла» студент представляет проект в цвете, технический чертёж, макет в материале, картонную упаковку, рекламный плакат, афишу, рекламную листовку и т. п.

 

Зарубежный опыт мы должны всесторонне и критически изучать. Он может оказаться полезным при решении некоторых организационных и методических вопросов нашей работы. Однако, обращаясь к практике капиталистических стран, нельзя забывать, что их школы имеют совершенно иную идейную и художественную направленность. Идейно-художественные и воспитательные задачи занимают в программе зарубежных вузов крайне ничтожное место. Изучение художественных дисциплин носит узко практический и формальный уклон. Борьба за рынок накладывает свой отпечаток на внешний облик вещи как товара, приносящего прибыль.

Потребность в художниках декоративно-прикладного искусства в нашей стране определяется не только требованиями промышленных, проектных и других организаций; художники декоративного искусства нужны также для педагогической работы в средних школах, высших художественно-промышленных и технических вузах, где вводится курс художественного конструирования.

 

Проведенный Госпланом РСФСР подсчёт показал, что только для удовлетворения нужд промышленности за десятилетие с 1961 по 1970 годы потребуется около шести тысяч специалистов промышленного искусства. При ежегодном выпуске двумя вузами Москвы и Ленинграда 200 художников эта потребность будет удовлетворена на одну треть. Существующий недостаток и должен быть восполнен кадрами со средним художественно-промышленным образованием.

При переводе средних художественных училищ на декоративно-прикладной и промышленный профиль, прежде всего требуется решить вопросы размещения сети училищ по стране, определения специальностей, сообразуясь с нуждами района, подбора преподавателей, оборудования мастерских — без этого нормальная работа училищ немыслима.

В решениях, принятых Министерством высшего и среднего специального образования, указано, что нужно провести необходимые изменения в перечне специальностей, имея в виду подготовку в вузах специалистов более широкого профиля и сокращение общего количества специальностей, а в средних учебных заведениях готовить специалистов по более узкому профилю. Эти решения вызваны жизненной необходимостью, так как существующие в настоящее время специальности: художественная обработка металла, дерева, стекла и пластмассы, моделирование и конструирование обуви, керамика и оформление тканей — были утверждены еще 25 лет назад и соответствовали состоянию народного хозяйства того времени. Исключение составляет специальность — «внутренняя отделка зданий», которая была установлена в 1959 году. С развитием и совершенствованием производства, появлением ряда новых отраслей промышленности, материалов, методов их обработки, возникла необходимость пересмотреть и расширить профиль специалистов, подготавливаемых в художественных вузах.

Представляется целесообразным пересмотреть специальности, взяв за основу те области декоративного искусства, которые упомянуты в решениях. Должны быть созданы новые специальности: «промышленное искусство», куда войдут как специализации — художественное конструирование промышленного оборудования, средств транспорта, изделий культурно-бытового назначения и промграфика (окончившему это отделение будет присваиваться квалификация художника-конструктора); специальность «интерьер», с подразделениями — интерьеры, мебель жилых, общественных и промышленных зданий и мебельные декоративные ткани (окончившему будет даваться квалификация художника декоративного искусства); специальность «прикладное искусство», где будет изучаться обработка металла, дерева, художественной керамики, стекла, художественной пластмассы и других, с присвоением квалификации художника прикладного искусства; специальность «монументально-декоративное искусство», с такими разделами, как архитектурно-декоративная пластика, монументально-декоративная роспись (мозаика, витраж, гобелен и др.) и оформление городов и зон отдыха. Окончивший получит квалификацию художника по монументально-декоративному искусству. Таким образом вместо ранее существовавших семи более мелких предлагается создать четыре более общих специальности.

 

Не менее важным вопросом является построение учебных планов и программ. Прежде всего следует сохранить то соотношение художественных и технических дисциплин, которое уже установилось в художественно-промышленных вузах. Ведущее место должно остаться за художественными дисциплинами: это очень важно для общего идейно-художественного направления в формировании советского художника, которое принципиально отличает нашу советскую школу от ряда зарубежных школ.

Первые один или два года необходимо вести обучение по общей программе. За этот срок студенты должны изучить рисунок, живопись, скульптуру, основы архитектуры, графические дисциплины и выполнить ряд простых заданий по композиции. Особую роль на общих курсах приобретает изучение интерьера как художественной дисциплины, объединяющей все специальности. Специальные предметы можно вводить с третьего курса.

Для удобства планирования предполагается, что студент выбирает специальность при поступлении. Возможные изменения в отдельных случаях могут быть сделаны, учитывая одарённость учащихся. Однако и здесь необходимо иметь в виду существующие, утверждённые для той или иной специальности лимиты.

 

Курс композиции ведётся по общей программе, но задания подбираются с учётом будущей специальности художника. Это должно способствовать с самого начала усилению художественной подготовки, установлению единых требований ко всем студентам и выявлению их способностей.

Практика подготовки художников-конструкторов из инженерно-технического персонала дала очень хорошие результаты. За короткий срок (полтора года) слушатели училищ показали большие успехи в освоении метода художественного конструирования. Вечернее отделение вузов следует в основном комплектовать из этой категории специалистов и прекратить подготовку художников декоративного искусства без отрыва от производства, если отсутствует в данном городе производственная база избранной студентом специальности.

 

В настоящее время все вузы принимают абитуриентов без всякой подготовки в области декоративного искусства. Студенты расходуют много времени на приобретение мастерства, особенно по прикладным искусствам — керамике, стеклу, ткачеству, обработке металла и др. При наличии средних художественно-промышленных училищ высшая школа станет завершающей ступенью, что облегчит переход к сокращённому сроку обучения в вузе.

 

На отделения, готовящие художников-конструкторов, целесообразно принимать тех, кто окончил технические училища и имеет способности к искусству. Тогда не потребуется вводить ряд технических дисциплин в художественно-промышленных вузах. Особое внимание следует обратить на воспитание педагогических кадров, причём необходимо изыскать методы их ускоренной подготовки.

 

Наряду с вопросами обучения молодых специалистов важнейшая задача — научное обоснование и анализ эстетических факторов в сфере производства и обращения. Запросы населения, развитие промышленности могут и должны измеряться и оцениваться не только товароведчески, но и с точки зрения художественно-воспитательных задач. Без серьёзной информационно-статистической работы деятельность художественно-проектирующих коллективов будет оторвана от действительных нужд. Мы должны хорошо знать требования, предъявляемые нашим народом, уровень жизни и культура которого быстро растут. Всестороннее изучение потребностей советского человека, его запросов и вкусов, а также научное изучение общественного быта должно стать обязательным элементом художественно-промышленного образования.

 

Подготовить хорошего художника-специалиста — одна сторона дела. Надо дать ему возможность практически применить полученные знания, максимально использовать для блага общества его способности.

Этот вопрос нельзя сводить только к проблеме распределения. Заявок уже сейчас очень много. Но все ли выпускники, направляемые по этим заявкам, получают место, соответствующее их специальности? Вот вопрос, который пока практически не разрешён. Большая ответственность ложится на руководителей промышленности. Их задача — правильно использовать кадры, создать условия творческого роста, поддержать инициативу молодых художников, соединить художника и конструктора в их общей работе.

 

3. БЫКОВ, профессор, ректор МВХПУ (б. Строгановское)

Журнал «Художник» № 6, 1964 г.