ГОРЬКИЙ И ХУДОЖНИКИ увеличить изображение
ГОРЬКИЙ И ХУДОЖНИКИ

 

Под таким названием в издательстве «Художник РСФСР» вышел солидный сборник воспоминаний, писем и статей, позволяющий широко представить связи великого русского пролетарского писателя с деятелями изобразительного искусства, его мысли, критические замечания. («Горький и художники». Воспоминания, переписка, статьи. Составитель и автор вступительной статьи И. А. Бродский. Изд. «Искусство», М.. 1964.)

Впервые так объёмно и многообразно освещены взаимоотношения Алексея Максимовича с художниками. А между тем много больших и славных русских художников встречались с Горьким, многим он помогал товарищескими советами, поддерживая и морально, и материально.

Читая письма и воспоминания, помещённые в сборнике, удивляешься необыкновенной душевной щедрости Алексея Максимовича, проявлявшего постоянную заботу о деятелях искусства, их судьбе. Друг И. Репина, высоко ценивший В. Серова и М. Нестерова, Горький приветливо встречал молодые таланты и всячески оберегал их, помогая найти свой путь в искусстве.

 

В сборнике немалое место отведено встречам на Капри в 1910—1912 годах с группой живописцев и рисовальщиков, посланных Академией для совершенствования за границу.

Работа И. Бродского, Н. Шлейна, К. Горбатова, Е. Чепцова, С. Прохорова, В. Фалилеева, В. Шухаева и других проходила в самом близком общении с Алексеем Максимовичем. Художники писали портреты Горького, пейзажи Капри, показывали писателю свои этюды и эскизы, выслушивали его советы. Он находил для каждого из них время, сопровождал в музеи, путешествовал по Италии, постоянно будоражил их любознательность, вызывал повышенный интерес к самым различным фактам истории искусства. И художники чувствовали, что перед ними не просто большой любитель изобразительного творчества, а тонкий его знаток и ценитель.

Об этом общении с русскими художниками на Капри Горький писал И. Бродскому: «Я много испытал глубоких радостей, глядя на работы этих людей, и очень полюбил их самих: хороший народ! Так верится, что они внесут в жизнь хмурой России много солнца, света, много высокой красоты искусства».

 

В сборнике помещено сверкающее глубокой сердечностью письмо Горького к С. Прохорову, после Академии поселившемуся в Томске. «Кстати: недавно в этом городе была, — а может и теперь ещё не закрыта? — выставка работ местных художников. Дорогой Маркыч! — хотите мне сделать великое удовольствие? Нет ли иллюстрированного каталога или снимков с картин; если есть, пошлите мне! Интересно же, как она живёт, эта великая Сибирь?»

 

Восторгаясь искусством, Горький, однако, никогда не забывал о значении его образного звучания и идейной содержательности. Пустое, эстетское, формалистическое творчество его не удовлетворяло. Не случайны были симпатии писателя к картинам передвижников, к мыслям идеолога их творчества — В. Стасову, с которым писатель был близок. Горький никогда не позволял себе в оценку явлений искусства привносить догматизм, схоластику, односторонность. Реализм он понимал широко.

В этом отношении нельзя забывать такие факты, как высоко уважительное отношение Алексея Максимовича к Б. Кустодиеву, в творчестве которого его восхищала русская национальная красота, к А. Бенуа, которого он очень ценил и как живописца, и как большого музейного и культурного работника, к М. Добужинскому и другим художникам «Мира искусства».

 

В сборнике «Горький и художники», может быть, недостаточно показана деятельность писателя в области изобразительного искусства в первые годы революции. А ведь в этот сложный период общественной жизни России Горький возглавлял Комитет по охране музеев и исторических памятников, привлекал художников к сотрудничеству в журналах и книгах, помогал профессионально-творческому объединению работников изобразительного творчества.

Но всё же и в этом разделе мы узнаем немало нового. Особенного внимания заслуживают материалы, связанные с именами советских художников. В истории становления и развития советского искусства Горький сыграл выдающуюся роль. Сколько бережного и вдумчивого внимания проявил Алексей Максимович к Кукрыниксам, которым ещё в ранние годы их творчества дал верный совет подойти к большим темам жизни.

 

Сборник открывает большой раздел воспоминаний. Здесь читатель найдет, мемуары М. Нестерова, организатора передвижных выставок Я. Минченкова, скульптора И. Гинцбурга, С. Коненкова, который лепил бюст Горького в Сорренто, И. Бродского, Ф. Богородского, Кукрыниксов, Василия Яковлева и других художников.

Ценной частью данного раздела книги надо признать помещение воспоминаний художников, специально написанных для этой книги. Воспоминания В. Ходасевич, В. Шухаева, П. Нерадовского, Н. Бенуа, С. Урановой, В. Перельмана добавляют немало интересных штрихов и фактов к характеристике отношений Горького к мастерам изобразительного искусства.

 

Хорошее впечатление оставляет и раздел переписки Алексея Максимовича с художниками. Здесь приводятся не только известные по первым публикациям письма И. Бродского, но и неизвестная до сих пор переписка Горького с П. Кончаловским, Б. Григорьевым, К. Горбатовым, Д. Бурлюком, М. Добужинским, С. Прохоровым, М. Щегловым, В. Фалилеевым. Примечательна исключительная искренность и душевность писем художников-корреспондентов Алексея Максимовича.

 

Материалы сборника дополняет раздел статей научно-исследовательского характера. Они как бы обобщают воспоминания и переписку и дают ценные страницы для истории развития искусства. Статья Г. Арбузова «Горький и Серов» рассказывает о встречах писателя и портретиста, свидетельствует о высокой оценке Горьким замечательного художника.

Много новых, неизвестных материалов в статье С. Головиной «Встречи Горького с художниками на Капри». А. Амбус в работе «Горький и финские художники» вводит в круг встреч и творческого общения финских художников с Горьким. В статье Т. Ржепецкой «Горький и Кустодиев» читатель найдёт выразительную характеристику отношений Алексея Максимовича с этим «отличным художником».

 

Заслуживает серьезного внимания и большой очерк ивановского литературоведа П. Куприяновского «Горький и художники Палеха». Здесь суммированы многообразные материалы, показывающие нежную любовь Горького к палешанам, его восторг перед этими мастерами, и прежде всего перед Иваном Голиковым. В очерке убедительно раскрыто и воздействие произведений и личности Горького на искусство палешан.

 

В приложении к сборнику даны материалы по художественной иконографии Горького. Это придаёт книге серьёзный научный характер, — тем более, что «Список прижизненных портретов писателя» и список «Горький в шаржах и карикатурах» сделаны таким серьёзным искусствоведом-библиографом, как Н. Власов.

 

Мы горячо рекомендуем сборник «Горький и художники» не только художникам и любителям искусства, но и самому широкому кругу читателей. Редактор его и составитель известный ленинградский искусствовед И. Бродский много сделал, чтобы создать эту умную и полезную книгу.

 

м. сокольников

Журнал «Художник» № 11, 1964 г.