НОВОЕ В МУЗЕЙНОМ ДЕЛЕ

 

Вопрос о том, как наилучшим образом экспонировать картину, скульптуру, рисунок, лаковую миниатюру, изделия из фарфора, фаянса и стекла, всё больше волнует художников и архитекторов, работников музеев. Это совершенно понятно, ибо от способов подачи произведений искусства зависит и их восприятие зрителем. Разумеется, поиски и находки в области оформительского искусства, экспозиционного оборудования и т. д. не могли не отразиться на деятельности художественных музеев и картинных галерей и привели к совершенствованию экспозиций, а в отдельных случаях — даже к перепланировке помещений, их частичной реконструкции.

 

В ходе быстрого развития жилищно-гражданского строительства в ряде городов музеям были предоставлены первые этажи в новостройках.

Так были размещены Волгоградский, Кабардино-Балкарский, Алтайский музеи изобразительных искусств и Орловская картинная галерея. Они смогли по-новому решить проблему освещения в экспозиционных залах. В Орле, например, одну стену сделали почти полностью из стекла, чтобы часть экспозиции была видна с улицы или, вернее, с площади. И всё же, создавая экспозиции в первых этажах новостроек, музейные работники вынуждены исходить из существовавшей планировки помещения.

 

Иначе обстояло дело в тех случаях, когда здание строилось специально для показа в нём произведений искусства. Первое такое здание было выстроено в Москве на территории бывшего Андроникова монастыря для музея древнерусского искусства имени Андрея Рублева. Современная архитектура, простота интерьера, отсутствие в нём какой-либо лепнины или иного декора оказались отличным фоном для показа работ мастеров Древней Руси.

 

Но не только для древней живописи оказался подходящим современный интерьер.

Когда в 1959 году в Саранске построили одноэтажное здание для Мордовской картинной галереи и разместили в нескольких залах коллекцию произведений скульптора Эрьзи, то в этом помещении скульптуры стали восприниматься совершенно по-иному, чем в своё время на выставке в Москве, состоявшейся в небольшом выставочном зале.

 

Не будет преувеличением сказать, что в области музейного дела недавно произошло важное событие: завершена полная реконструкция Нижне-Тагильского музея изобразительных искусств.

В новом здании всё предусмотрено и продумано, начиная от высоты размеров залов, их расположения, окраски стен и стендов и вплоть до удачно спроектированных раздвижных металлических решёток на окнах и ограды, которой обнесён двор музея. Здесь есть и помещения, куда на время приёма больших передвижных выставок можно сложить произведения, снятые с экспозиции, и лекционный зал, и библиотека с читальным залом, и хорошо оборудованное фондохранилище с реставрационной мастерской.

Но особенно позаботились сотрудники музея об экспозиционных залах: для залов второго этажа сделан верхний свет, экспозиционное оборудование, а также двери, подоконники, банкетки выполнены из одной породы дерева и в едином стиле. Почти для каждой скульптуры изготовлены подставки определённого размера, соответствующие габариту экспоната, что позволит зрителям найти нужную точку зрения для осмотра этих произведений.

 

Н. ГОЛОВАНОВ

Журнал «Художник» № 11, 1964 г.