ХУДОЖНИКИ О МАРКЕТРИ увеличить изображение
ХУДОЖНИКИ О МАРКЕТРИ

 

Валерия Шапошникова

 

Уже в Древнем Египте стали изготовлять фанеру из ценных пород дерева, а для украшения деревянных изделий применялась инкрустация. Древняя Греция и Рим отдавали предпочтение при украшении мебели резьбе и росписи. Так же было и в романском искусстве. И только Возрождение начинает в XVI веке широко использовать для отделки уже не только мебели, но и интерьеров технику инкрустации. Барокко, рококо, классицизм продолжили эту традицию, оставив нам в наследие большое количество столов, шкафов, кабинетов и т.д. с прекрасными образцами этой техники. В России первая мебель с включением деревянной мозаики (интарсии и маркетри) появилась в XVII веке, а в ХVIII веке из наборного дерева создаются не только мебель, но и деревянные панели.

*

Цветовая палитра маркетри специфична — в ней отсутствуют яркие краски, но в ограниченных природным цветом материала гаммах существует множество красочных оттенков. Красные (красное дерево) — разные оттенки индийской красной и охры красной. Синие отсутствуют совсем. Жёлтые — в основном охра. Зелёный можно получить при помощи травления купоросом. Орех даёт богатую гамму от серовато-фиолетовых до коричневых, от охристо-серых до красновато-коричневых. Палисандр может иметь и густой фиолетовый цвет, а клён—почти белый. Гамма серо-розовых — это карагач, бук, карельская берёза, некоторые почки клёна, груша, липа, клён, “птичий глаз”. Морением серной кислотой можно окрасить шпон в чёрный цвет.

К этому надо добавить, что текстура, положенная в разных направлениях, тоже даёт цветовые колебания, что делает цветовые возможности этой техники почти беспредельными.

 

В. Шапошникова. Маркетри-ширма.
В. Шапошникова. Маркетри-ширма.

 

*

В небольших наборных работах прошлого использовались такие ценные породы, как эбеновое дерево и сандал, белый и красный кипарис, амарант и пальма, бастороза и др.

Современные мастера с этими породами уже не работают. По-прежнему используется маркетри при отделке мебели, но характерной особенностью нашего времени стало широкое использование этой техники в интерьере. Облицовочные панели с набором маркетри сегодня нередко можно встретить в фойе театров, клубах, кафе и библиотеках.

*

Творческие возможности маркетри очень широки — от почти ювелирного изображения мельчайших деталей до свободных манипуляций большими цветовыми плоскостями. В настоящее время художники используют весь спектр средств этой техники. Есть работы плоскостно-аппликативные, орнаментальные и фигуративные, пространственные — с построением перспективы графическими средствами или цветовыми, с изображениями интерьеров и архитектуры, открытых в пространство окон и т.д. Есть композиции, построенные исключительно на игре текстур или на цветовой растяжке. Как и в прежние времена, используются в маркетри гравировка и поджигание кусков шпона по краям для придания дополнительной выразительности отдельным деталям.

*

Я очень люблю эту технику. Мне хотелось строить перспективу не только линейными средствами, но и усилить её цветом. Фигуры разделить, как в японских гравюрах, на лицо, одежду, волосы, руки, тело, проигнорировав свет и тень. Предельно использовать текстуру дерева, вернее, найти кусок шпона с полосами для волос, складок, цветов... Ни в коем случае не пытаюсь имитировать живописный подход к изображаемому, а создавать условное пространство, необходимое для существования условных, полумарионеточных фигур, и предоставить им всё необходимое для возможности там находиться.

В. Шапошникова. Маркетри в столовой. Москва.
В. Шапошникова. Маркетри в столовой. Москва.

 

Людмила Шорчева

 

У нас часто путают маркетри с интарсией. Наверное, потому, что внешне работы, выполненные в этих техниках, похожи, но на деле это не одно и то же. Интарсия преимущественно применялась при отделке мебели и предметов обихода еще в XV-XVI веках методом вклеивания в специально подготовленные “ложа” (предварительно вырезанные в деревянной основе) кусочков драгоценных пород дерева, перламутра, золота и других материалов.

В середине XVII века во Франции была разработана новая технология обработки деревянного шпона, позволившая получать более тонкие пластины дерева. С этого времени набор из кусочков дерева стали наклеивать на поверхность, предназначенную для украшения. И называться эта техника стала — “маркетри”. Более простая в работе, она быстро завоевала популярность, получив широкое применение не только для украшения небольших предметов, но и для отделки интерьеров в виде больших панно.

Для маркетри пригодны разные породы дерева. Например, в нашем панно для бара и ресторана аэропорта “Домодедово” — есть орех и палисандр, груша, яблоня и красное дерево, лимон, апельсиновое дерево и берёза, бук, дуб, ясень, клён и розовое дерево...

Каждое дерево имеет свой цвет, причём со множеством оттенков (у красного дерева их более 500); свои фактуру и текстуру. Можно, изменив направление среза (вертикальный или продольный), получить дополнительно новые характеристики поверхности шпона. А если добавить сюда возможности, которые дают подкраска дерева, тонирование и травление, гравировка и т.д., то палитра выразительных средств маркетри становится почти необъятной.

Л. Шорчева, П. Шорчев. Маркетри в ресторане аэропорта «Домодедово». Фрагмент.
Л. Шорчева, П. Шорчев. Маркетри в ресторане аэропорта «Домодедово». Фрагмент.

 

Наталья Глебова

 

Маркетри в чем-то сродни флорентийской мозаике. И там и здесь используется природный материал со своим рисунком, причудливой текстурой, нежной окраской. Художник в обоих случаях подбирает рисунок из уже созданных природой структур. Дерево лишь вносит дополнительно эффект тепла и уюта. А в наших климатических условиях это особенно драгоценно.

У нас в стране дерево всегда было любимым материалом — строительным и отделочным. Сегодня, к сожалению, его в нашей жизни становится всё меньше. Даже мебель стала подделкой под дерево, а настоящий дубовый шкаф или стол, сделанный из отбеленной сосны —уже большая редкость.

В маркетри мы теперь отмечаем не драгоценность редких пород (которых просто уже нет), а дерева вообще. Но и простой ясень, а не только александрийский орех, способен вызвать восхищение в работах современных художников.

 

Н. Глебова. Маркетри во Дворце культуры. Северодвинск. Фрагмент.
Н. Глебова. Маркетри во Дворце культуры. Северодвинск. Фрагмент.

 

К сожалению, не всегда это учитывается в практической деятельности. Самая распространенная ошибка — облицовка панно из маркетри огромных стенных плоскостей. Многометровые маркетри, кое-как состыкованные с потолком и полом — обесценивают эту технику.

Неуважение материала я вижу там, где маркетри покрывают толстым слоем лака. Многочисленные плакатные изображения Ленина и панорамы Красной площади в маркетри в начальственных кабинетах — ещё одна из разновидностей обесценивания уникальной техники, превращающей её в разновидность галантерейно-сувенирной продукции

Маркетри не свойственна помпезность. Это техника камерная. Она должна участвовать в отделке интерьеров как драгоценность.

 

Н. Андронов. Маркетри в клубе советского посольства в Вашингтоне (США).
Н. Андронов. Маркетри в клубе советского посольства в Вашингтоне (США).

 

Журнал «Декоративное искусство» № 6, 1991 г.

 

Фотографии взяты из журнала «Декоративное искусство» № 6, 1991 г.