Жанр "бумажного проектирования” для монументалистов не новость. Сколько замыслов осталось на планшетах эскизов и фор-эскизов, сколько идей похоронено на антресолях мастерских! Запрограммированные на реальную жизнь, они этой жизни почему-либо оказались не нужны. Но идеи, даже "невостребованные”, нередко имеют собственную ценность. И парадокс заключается в том, что культурная их ценность и практическая — суть разные вещи. Но равно необходимые в жизни профессии и профессионалов. “Бумажное проектирование” — свободное от практической целесообразности, от объективных (и прочих) обстоятельств, рабской зависимости от заказчиков и т.д. и т.п. — это возможность выйти из потока “повседневного”, воспарить мыслью, заглянуть за горизонт в день завтрашний...
Сегодня журнал «Декоративное искусство» представляет шесть художников-монументалистов:
Иван Лубенников
1951 г. рождения. Рост — 181 см , вес — 92 кг. Окончил Московский художественный институт им. В.И. Сурикова по классу монументально-декоративной живописи". Характер — уравновешенный, вспыльчивый. Натура — широкая. В делах — педант. В семье — стоек. В творчестве — неуёмен и плодовит. Дарование — универсальное, работает в диапазоне всех искусств (кроме балета). Обнаружил способности и к коммерческим начинаниям. Артистичен всегда и во всём. Любимец женщин, кошек, собак, детей, друзей и... Фортуны.
Иван Николаев
1940 г. рождения. Потомственный художник в четвёртом (или пятом) поколении. Сын художницы, внук художницы, муж художницы и отец сразу двух художниц. Характер — чувствительный, переменчивый. Традиционалист и бунтарь, тяготеет и к классике, и к авангарду. Принят и признаваем в обоих лагерях. Талантами обилен. Может и роспись, мозаику, пробовал металл и дерево, но более всего привязан к живописи, которая платит ему взаимностью. Пользуется авторитетом (неформальным) не по родству, а по таланту.
Борис Милюков
1917 г. рождения. Рост — средний. Личность — яркая. Характер — импульсивный. Не примыкает ни к каким партиям (кроме КПСС), группам, течениям, движениям, поколениям. Бодр, молод и верен только себе уже на протяжении более 70-ти лет.
Член секции монументалистов. В отношениях с архитектурой — непочтителен, своеволен, эксцентричен, эгоистичен. Часто изменяет ей, уходя то в живопись, то в графику. В последние годы замечен в связях со скульптурой, что, возможно, откроется в ближайшем будущем.
Вадим Кулаков
1939 г. рождения. Женат. Чадолюбив, рождает только сыновей, которых у него уже двое. Склад характера скорее лирический, чем драматический. Обаятелен, артистичен, дипломатичен. И в жизни, и в творчестве ценит игру ума, способность к импровизации, стремление к гармонии. Не чужд иронии и самоиронии. Дарованиями не обижен. Удовольствие находит в процессе работы, а не после. Славы не чурается, но и не ищет; ждёт, когда сама придёт, С архитектурой ищет взаимопонимания. И в совершенстве владеет искусством смягчать её суровый нрав своим искусством.
Кирилл Миронов
1935 г. рождения. Окончил Московский архитектурный институт. Занимается художественным проектированием, работой в монументальном искусстве, живописью и, думается, ещё многим другим, о чём мы пока не ведаем. Внешне всегда спокоен, ровен в отношениях. Трезвый аналитик и умеренный прагматик, с одной стороны. С другой — темпераментный художник, мастер парадоксов, увлечённый “формалист’’. Взрывоопасное сочетание, непредсказуемое своими следствиями. Слава богу, у этой энергии явно мирные цели!
Василий Бубнов
1942 г. рождения. Деловит, энергичен, деятелен. Ценит время. Поэтому вдохновения не ждёт, работает, и оно приходит. Искусство мыслит не абстрактно, а предметно. Предпочитает —“сделанность”, добротность, мастеровитость иным химерам. Справедливо полагает, что “искусством может стать всё”, когда за дело берётся художник. Потому что художник может всё.
Журнал «Декоративное искусство» № 6, 1991 г.
Фотографии из журнала «Декоративное искусство» № 6 за 1991 г.