Справка:
В объединении КМДИ работают: 407 художников творческой квалификации, из них 250 членов Союза художников;
18 архитекторов, из них 9 членов Союза архитекторов;
105 художников-исполнителей и 180 рабочих разных специальностей.
Объекты, созданные при участии КМДИ:
станции метро (в Москве, Нижнем Новгороде, Минске, Праге);
театры (в Одессе, Саратове, Абакане, Кызыле, Свердловске);
гостиницы ("Националь", “Космос” в Москве);
дворцы пионеров (в Тольятти, Зеленограде);
санатории, пансионаты ("Марфино" под Москвой, “Форос” в Крыму);
телецентры (в Москве и Ташкенте);
дома и дворцы культуры (по всей стране);
вокзалы и почтамты (в Москве, Бресте, Брянске);
Центры советской культуры (в Берлине, Дели);
посольства (в Париже, Бонне, Вашингтоне)... и т.д.
Наталья Аникина, директор КМДИ
Объединение КМДИ является производственной базой секции монументально-декоративного искусства Московской организации Союза художников (МОСХа). Представление о его производительности может дать только одна цифра — объём работ лишь за 1990 год у нас составил более 10 миллионов рублей.
Особенность КМДИ заключается в широчайшем диапазоне исполняемых здесь работ. У нас существуют производства по изготовлению таких уникальных техник, как: мозаика римская и флорентийская (из разных пород мрамора), росписи темперой по левкасам, рельефы из гипса и бетона, витражи, маркетри, различные объёмно-пространственные композиции в металле и бетоне, люстры, светильники, изделия из керамики и эмали, композиции и резьба по дереву, занавесы для сцены, гобелены, малые формы для архитектуры и городской среды...
Кроме того, КМДИ ведет архитектурно-художественное проектирование от садово-парковых комплексов до крупномасштабных городских объектов социально-бытового назначения. Художники и мастера КМДИ работают по всей стране и за рубежом.
Словом, объединение КМДИ — уникальное производство. Здесь были созданы многие произведения монументально-декоративного искусства, вошедшие в историю нашей культуры. О них пишутся книги, критики обсуждают наши работы в художественных журналах, лучшие художники работают в нашем объединении.
Кирилл Миронов, художник-монументалист |
Кирилл Миронов
Многие годы деятельность художников-монументалистов развивалась в зависимости от синусоиды разного рода постановлений, то запрещающих расходование средств на благоустройство, то позволяющих тратить на него тот или иной процент от общей суммы строительства.
В подобной ситуации нестабильности наивно было бы планировать какие-либо долговременные программы, направленные на формирование единой художественной политики в этой области. Тем не менее, в рамках производственных комбинатов, подчинённых Союзу художников, существовали определённые профессиональные критерии, которые служили своеобразным регулятором развития тех или иных тенденций в искусстве средообразования. Немалую роль в этом играли и художественные журналы (и прежде всего, конечно же, журнал “Декоративное искусство”, на страницах которого велись многочисленные дискуссии о синтезе, о самоценности монументального искусства и др.).
В практической деятельности эту регулятивную роль играли наши художественные советы, без утверждения которых ни одна работа не могла выйти за стены комбината.
Можно по-разному относиться к деятельности того или другого совета, но несомненно, все они стремились к повышению уровня, профессионального и художественного, каждой конкретной работы. И каждый год планка требований только повышалась.
Что касается какой-то определённой художественной направленности в работе монументалистов, то её, слава богу, у нас не было. Все возникающие тенденции пользовались равными правами, каждый художник сам определял направление своих поисков.
Поэтому, при монопольном владении правом на получение госзаказа, в нашей системе (более, чем где-либо) преобладала свобода выбора для индивидуального самопроявления художников. Не случайно именно в монументальную секцию шли художники, которые числились в “формалистах” за то лишь, что серьёзно интересовались пластическими задачами.
Дмитрий Кондорский, сварщик |
Дмитрий Кондорский
КМДИ — уникальная производственная структура в нашей системе. Внешне он повторяет формы промышленного предприятия, но это лишь попытка социальной защиты, способ мимикрии под привычные официальные структуры. На самом деле и по формам работы, и по задачам его скорее можно было бы сравнить со средневековыми ремесленными мастерскими.
Здесь не существует (как на заводе) единого технологического процесса. Каждое создаваемое произведение — уникально. И весь процесс его изготовления происходит, как и много веков назад, почти вручную.
Для каждого крупного заказа собирается группа мастеров-исполнителей разных специальностей, в зависимости от характера задания, которые и исполняют этот заказ от начала до конца.
Здесь собрались профессионалы высшей квалификации и таких профессий, которые уже нигде не сохранились: мозаичисты, литейщики, лепщики, резчики... Этим профессиям нигде уже не учат, опыт, знание и мастерство здесь передаются, что называется, “из рук в руки”. Сюда идут люди, влюбленные в своё дело, готовые часами и более “возиться” над сложной в изготовлении деталью или формой, необходимой для выполнения замысла художника.
Все они одержимы в каком-то смысле в своей любви к профессии, каждый владеет множеством операций. В нашей бригаде, например, есть люди с высшим образованием, и даже не одним.
Иногда приходится слышать: “А зачем нам сегодня уникальные вещи, когда не хватает самого необходимого?” “Не лучше ли перевести всех умельцев на создание тиражных, доступных для рядового покупателя вещей?” Это напоминает мне недавнюю нашу кампанию по борьбе с пьянством, в результате которой никто не излечился от алкоголизма, а виноградники, выращиваемые десятилетиями, мы потеряли. Культура — это единый организм. Никакого высшего уровня нет, если не существует низшего. Как только вы опускаетесь на “средний” уровень, такой немедленно оказывается и “высшим”.
Исполнительская культура, культура ремесла — это именно культура. И потери здесь так же невосполнимы, как в любой другой её области. У нас не принято, например, включать исполнителей в авторский состав, а вот в прежние времена государственные премии давались вместе с художниками и мастерам-исполнителям, работавшим с ними на отделке всеми любимого нами метрополитена.
Для искусства сегодня наступают нелёгкие времена. Но оно — едва ли не единственная отрасль, где мы конкурентоспособны. И уж если сегодня государство не в силах ему помогать, то самое разумное было бы — ему хотя бы не мешать.
Журнал «Декоративное искусство» № 6, 1991 г.
Фотографии взяты из журнала «Декоративное искусство» № 6 за 1991 г.
Михаил Апилогов, витражист |
Николай Тихонов, художник-гравёр по стеклу |
Евгений Сидоров, чеканщик |
Леонид Баскин, резчик по камню |