Редакционная статья журнала «Художник» № 11 за 1964 год увеличить изображение
Редакционная статья журнала «Художник» № 11 за 1964 год

ИДЕЯМИ РЕВОЛЮЦИИ ВДОХНОВЛЁННЫЕ

 

Сорок седьмую годовщину Великой Октябрьской социалистической революции художники Российской Федерации встречают необычно. В Москве и Хабаровске, Воронеже и Архангельске, Новосибирске и Ростове-на-Дону, Свердловске и Ленинграде открылись зональные выставки. Проходит творческий отчёт большого многонационального коллектива художников, отчёт перед народом и партией.

В книгах отзывов появились многочисленные записи, свидетельствующие о том, что многие и многие произведения привлекают внимание и волнуют людей самых разных профессий, возрастов и вкусов. Сотни тысяч зрителей привело в залы выставок желание увидеть жизнь родного края, раскрытую художниками в живописи, скульптуре, графике.

 

Успехи художников Российской Федерации — лишь один из ярких примеров расцвета многонационального искусства братской семьи народов Советского Союза. Успехи эти не случайны. Они рождены всем ходом развития нашего общества, нашего государства, мудрой марксистско-ленинской политикой партии коммунистов.

Отмечая годовщину Октября, вспоминая события революционных лет, мы с гордостью и волнением листаем пожелтевшие от времени, но не стареющие страницы декретов о мире и земле, декрета, призывающего тщательно беречь, учитывать, сохранять памятники искусства.

Этот документ торжественно провозгласил: Революция отдаёт художественные ценности в руки народа. И мы знаем: бессмертные создания гения будут служить ему вечно. Забота и внимание к искусству — характерная особенность политики нашей партии на протяжении всех лет существования Советской власти. Они являются характерной чертой и программы коммунистической партии в области культуры. Искусство должно было стать средством воспитания человека нового общества. И оно стало им!

 

Молодое искусство Страны Советов рождалось, крепло и закалялось в боях с кубизмом, примитивизмом, экспрессионизмом и прочими формалистическими направлениями. На культурном фронте, как и на фронтах гражданской войны, шла классовая война, яростная борьба двух миров, двух непримиримых мировоззрений. Выступления В. И. Ленина, решения Центрального Комитета партии, мероприятия Советского правительства нанесли сокрушительный удар по враждебным реалистическому искусству группировкам, по теориям, уводящим художников с истинного пути, помогли объединить здоровые творческие силы.

 

Революция сделала общенародными не только сокровища, собранные в музеях. Заботу о талантах она подняла на уровень общегосударственных дел. Ограждая дарования от пагубного воздействия антинародной идеологии, партия всегда направляла развитие художников по единственно правильному пути беззаветного служения народу, овладения высотами мировой культуры, совершенствования реалистического мастерства. Только при этих условиях талант раскрывается полностью, становится полезным обществу, обретает возможность создавать подлинные произведения искусства.

 

Утверждение лучших традиций русской реалистической школы, обеспечение художников творческими заказами, строительство мастерских на государственные средства, наконец, создание Союза художников, Художественного фонда, Домов творчества, издательств, выпускающих книги, альбомы, репродукции, пропагандирующие произведения лучших мастеров, — всё это способствовало блестящему расцвету искусства социалистического реализма.

Ни в одной буржуазной стране художники не могли и не могут даже мечтать о таком внимании к ним со стороны государства, народа, всей страны.

 

Работать на благо народа, своим творческим трудом способствовать претворению в жизнь величественной Программы строительства коммунизма — эта задача не могла не вдохновить художников, увидевших в ней новые высокие цели, высокое признание их труда.

«... Пришла пора создать революционное художественное творчество, крепкое и сильное, как ледокол, надо сокрушающе прорезать мёрзлую толщу косности и всякой лжи, мешающей слиться с океаном новой жизни», — писал в первые послереволюционные годы Н. Касаткин. Его слова выражали стремление многих, наиболее талантливых мастеров искусства, поставивших свой талант на службу молодого Советского государства. Классические произведения советского изобразительного искусства несут новый строй образов, утверждают социалистический образ жизни, вдохновенно воспевают подвиги народа. Так слились воедино воля партии коммунистов и желания, поиски, творческие дерзания художников.

 

Подготовка к большим тематическим выставкам объединяла, сплачивала их в единый коллектив. Плодотворность ленинской политики в искусстве сказалась и в том, что, совершенствуя своё мастерство, художники не замыкались в стенах музеев и студий. Их жизнь стала частью большой народной жизни. В 20—30-е годы рождались традиции творческих поездок на крупнейшие новостройки страны, привычной становилась работа художников непосредственно в цехах заводов, в колхозах, на предприятиях, в армейских частях. Жизненная правда наполняла произведения искусства.

 

Однако крупные выставки тех лет организовывались главным образом в Москве и Ленинграде. Художники, жившие в отдалённых республиках и городах, обычно не шли дальше работы над этюдами или эскизами к тематическим полотнам. Даже совсем ещё недавно — в 1956 году — выставка работ художников Поволжья состояла, в основном, из этюдов и эскизов.

А сегодня в ряде городов нашей республики открыты большие тематические выставки, на которых представлены сложные сюжетно-тематические произведения. Это яркое доказательство роста мастерства художников разных поколений, роста творческих кадров местных отделений Союза художников Российской Федерации.

 

Наша художественная жизнь — многочисленные областные, краевые, республиканские выставки — убедительно свидетельствует и о том, что растёт горячая кровная заинтересованность самых широких масс зрителей в судьбах искусства социалистического реализма. Сегодня в залах зональных выставок зрители ведут серьёзные дискуссии, споры, обсуждают работы художников. Вот интересный факт: за три месяца «Большую Волгу» посетили свыше 60 тысяч человек. И это только в одном областном городе!

 

Развитие интереса к искусству — закономерный процесс. Он обусловлен ростом общей культуры советских людей, их здоровыми эстетическими вкусами, их богатой интеллектуальной жизнью. И это — еще одно замечательное завоевание Октября!

Художники РСФСР делом ответили на решения июньского Пленума ЦК КПСС по идеологическим вопросам, на те критические замечания, которые были высказаны во время встречи руководителей партии и правительства с художественной интеллигенцией. Успехи очевидны. Но немало и неизжитых недостатков. На выставках встречаются ещё работы серые, неинтересные, незаконченные. Иной раз удручает неумение того или иного художника грамотно рисовать, интересно компоновать, пренебрежение к выразительным возможностям живописной формы, цвета, линии, ритма. Хотя, конечно, на каждой областной, краевой, республиканской выставке есть подлинно художественные произведения, свидетельствующие о больших достижениях российского изобразительного искусства. И их немало.

Главной темой искусства стал наш современник — советский человек, с его сложным духовным миром, с его новыми чертами характера. В нём, геpoe-современнике, как бы отразились все знаменательные перемены, пришедшие в нашу жизнь, все завоевания Великого Октября.

 

Зональные выставки были задуманы как тематические, каждая из них была призвана рассказать о жизни своего края, области, республики. Но такова мощная сила типических обобщений — конкретная «местная» тема, получив образное художественное истолкование, закономерно отражает и характерные моменты жизни всего советского народа. Пример тому — лучшие произведения мастеров Поволжья, уже снискавшие признание зрителей и высоко оцененные критикой.

 

Завоёванное в Октябрьских боях право строить жизнь по законам научного коммунизма открыло для художника возможность творить свободно, не связывая своего искусства с «денежным мешком» буржуазных меценатов, творить для народа, по законам марксистско-ленинской эстетики, по законам реализма.

Подлинная свобода творчества, неограниченный простор в выборе тем из жизни народа, мудрая политика коммунистической партии, отечески направляющей развитие искусства — всё это создаёт самые благоприятные условия для развития художественной культуры. Об этом говорит вся история становления советского искусства, об этом свидетельствуют зональные выставки.

 

За последние годы — в период подготовки к зональным выставкам — поднята к активной работе огромная армия художников. Единство цели, общность задач не только не помешали выражению их индивидуальности, но и помогли преодолеть многие трудности, повысить уровень профессионального мастерства, идейно окрепнуть.

Местные коллективы заметно выросли количественно и, что самое главное, развились творчески. Появились новые имена молодых живописцев, скульпторов, графиков, мастеров декоративно-прикладного искусства, произведения которых стали уже широко известны на местах. Они украшают города, общественные здания, несут красоту в быт.

Представители многих отделений Союза художников в автономных республиках (Удмуртское, Марийское, Чечено-Ингушское), организованных недавно, сегодня уверенно выступают на ответственнейших выставках, причем произведениями, отражающими важные темы современности. Успехи республиканских художников — новое Доказательство плодотворности национальной политики нашей партии, свято хранящей ленинские заветы.

 

Оглядываясь на пройденное и достигнутое, мы не должны забывать и о том, что нам предстоит ещё сделать. Успехи зональных выставок — это лишь первая ступень на пути широкого развития искусства Российской Федерации. Впереди — вторая выставка «Советская Россия». И в её экспозицию должны войти только лучшие из лучших произведений. Члены выставочных комитетов, члены экспозиционных комиссий — все, кто будет формировать республиканскую выставку, должны помнить об этом.

Редакционная статья журнала «Коммунист» (1964, № 10) напоминает нам: «Сейчас острее, чем когда бы то ни было, надо ставить вопрос о качестве произведений литературы и искусства. Должны повысить требовательность, идейно-художественные критерии те государственные органы, которые ведают вопросами искусства. Но прежде всего сами художники обязаны с большей ответственностью подходить к своей работе». В этих словах звучит требование времени. Каждый художник Российской Федерации должен бороться за то, чтобы советское искусство стало первым не только по богатству идей, но и по высокому художественному мастерству.

 

Через три года всё прогрессивное человечество отметит 50-летие Великой Октябрьской социалистической революции. Многие художники уже начали подготовку к этой знаменательной дате. Задача каждого местного отделения СХ РСФСР — уже сегодня, не откладывая ни на один день, определить степень своего участия в подготовке к предстоящим выставкам, разумно взвесить творческие возможности, определить круг своей работы. То воодушевление, которым был отмечен заключительный этап подготовки к зональным выставкам, не должно погаснуть. Задача правлений местных отделений — поддержать инициативу каждого творчески активного художника, помочь ему в выборе темы, создать нужные условия для работы.

 

Много молодых мастеров впервые заявили о себе на зональных выставках. Они должны быть приняты в кандидаты и члены СХ РСФСР. Но вместе с тем не следует забывать, что к вопросу приёма в Союз надо подходить в высшей степени требовательно, строго индивидуально, серьёзно оценивая возможности творческого роста молодого художника. «... борьба за высокую идейность искусства, против формализма отнюдь не означает поддержки ремесленничества, серости и посредственности в художественном творчестве», — говорится в редакционной статье «Коммуниста».

 

Зональные выставки — это и начало подготовки ко Второму съезду Союза художников РСФСР, который состоится в апреле 1965 года. Он должен ещё и ещё раз продемонстрировать единство и сплочённость многонационального коллектива художников России вокруг задач, поставленных партией и народом.

 

Сорок семь лет назад ветер революции взвихрил знамена пролетариата, поднявшегося на штурм старого мира. Каждая годовщина Октября — славная веха на пути, пройденном советским народом. В его всемирно-исторических достижениях есть и частица труда советских художников, мастеров всех поколений, воодушевленных бессмертными идеями коммунизма.

 

Журнал «Художник» № 11, 1964 г.