Итоги конкурсов
Статьи
ФОРМИРОВАНИЕ ВЕНСКОГО МУЗЕЯ ИСТОРИИ ИСКУССТВ И ЕГО КОЛЛЕКЦИЙ увеличить изображение
ФОРМИРОВАНИЕ ВЕНСКОГО МУЗЕЯ ИСТОРИИ ИСКУССТВ И ЕГО КОЛЛЕКЦИЙ

 

Венский Музей истории искусств как целостный комплекс сложился в конце XIX века. Собрание музея состоит из ряда коллекций.

В основном здании, которое было выстроено на улице Ринг при императоре Франце Иосифе архитекторами Готфридом Земпером и Карлом Хазенауэром и открыто для публики в 1891 году, находятся коллекции египетских и восточных древностей, антиков, скульптуры и прикладного искусства, картинная галерея и кабинет нумизматики. Первоначально здесь же размещались собрания оружия и музыкальных инструментов, которые позже из-за недостатка места были переведены в залы бывшего императорского дворца Хофбург (так называемый Новый Бург); туда же недавно перешла часть античного собрания — находки из раскопок в Эфесе и Самофракии.

В древней части дворца Хофбург издавна находилась Светская сокровищница с императорскими инсигниями и Церковная сокровищница с облачениями, реликвариями и т. п. В примыкающем к Хофбургу здании Шталльбурга (Конного двора) помещается Новая галерея, где представлено зарубежное искусство XIX века. Часть собрания оружия находится в одном из корпусов дворца Шёнбрунн (так называемый Вагенбург — каретный двор).

 

Само собой разумеется, что столь различные коллекции имеют каждая свою собственную историю и происходят из разных мест. Истоки их, как и других крупнейших европейских собраний, следует искать в эпохе Ренессанса, с её страстью коллекционирования и интересом к искусству. Наряду с любовью к искусству правители того времени — а ведь только короли и князья могли тогда составить крупные собрания — руководствовались убеждением, что художественные произведения необходимы для их престижа.

Это отлично понимал уже император Максимилиан I (1459—1519), который заказывал знаменитейшим художникам, в том числе Дюреру, произведения, призванные прославить божественное происхождение его власти, его дела и императорский дом. Вообще семейству Габсбургов (Австрийский дом), члены которого сменяли друг друга на троне Священной Римской империи, начиная с Фридриха III (1419—1493), отца Максимилиана 1, Австрия обязана своими величайшими художественными сокровищами.

Последний крупный представитель этой фамилии — император Франц Иосиф (1830—1916), приказав построить Музей истории искусств, тем самым воздвиг памятник многовековой традиции художественного собирательства. Произведения искусства разных видов были соединены в одном здании; это повлекло за собой новую их систематизацию, а следовательно, и научную обработку. Во второй половине XIX века история искусств сложилась как наука, что дало возможность оценивать с единых позиций произведения, совершенно различные по происхождению и назначению.

Так, например, Сокровищница первоначально была надёжным местом, где монархи хранили предметы из драгоценных металлов, драгоценности, украшения, художественные произведения, инсигнии — знаки власти и высокого положения владельца, реликвии и различную церковную утварь. И теперь главное место здесь занимают инсигнии и драгоценности Священной Римской империи: сделанные в X веке корона, скипетр и меч, коронационные одеяния, а также австрийская императорская корона, выполненная в 1602 году для императора Рудольфа II.

Другой значительный комплекс предметов, хранящихся в Сокровищнице, — так называемое «Бургундское сокровище»: драгоценности и ряд великолепных вышитых церковных облачений середины XV века, принадлежавших ордену Золотого руна. Эти вещи происходят из Нидерландов, перешедших во владение Габсбургов благодаря женитьбе императора Максимилиана I на Марии Бургундской, единственной дочери и наследнице герцога Карла Смелого (1433—1477).

 

Собрание оружия венского Музея истории искусств — крупнейшее в Европе. Оно восходит к XV веку, в современном же своём виде образовалось в 1889 году в результате объединения старой императорской коллекции с коллекцией, находившейся в замке Амбрас близ Инсбрука. Последняя была основана в 1580 году эрцгерцогом Фердинандом Тирольским (1529—1595), братом императора Максимилиана II. Сюда же было добавлено и охотничье оружие, принадлежавшее двору. Неповторимое собрание доспехов, парадного и охотничьего оружия Габсбургов и дружественных им монархов разных европейских стран с XV по XIX век может служить комментарием к истории Австрии.

 

Коллекция музыкальных инструментов также частично происходит из замка Амбрас, частично из замка Катайо близ Падуи, принадлежавшего семье Маркези Ольбицци. Дополнением к этим аристократическим собраниям XVI—XVII веков послужили покупки, продиктованные историческими и педагогическими устремлениями; начало им положил в XVIII столетии император Леопольд 1. В число этих покупок входят самые различные инструменты, принадлежавшие знаменитым музыкантам, от венских классиков до Хуго Вольфа и Густава Малера.

 

Как уже говорилось, в главном здании музея находится коллекция египетских и восточных древностей, некоторые её экспонаты также были приобретены в XVI столетии. Египтология как наука сложилась после похода Наполеона в Египет; в начале прошлого века возникло и систематическое коллекционирование в этой области. Значительному обогащению музея послужили раскопки, которые венская Академия наук вела в Египте и Нубии ещё до первой мировой войны. Благодаря успешным раскопкам в Гизе собрание музея, особенно в разделе Древнего Царства, стало одним из самых богатых в мире.

 

Коллекция антиков также входила когда-то в состав имущества Габсбургов. В эпоху Возрождения антики считались ценнейшей частью княжеских собраний. Так, император Рудольф II приобрел знаменитую Гемму Августа. Современный подбор памятников определился при императоре Франце I (1768—1835). Немецкий классицизм XVIII века оживил интерес к греческой и римской древности и вызвал страсть к собирательству, имевшую поразительные последствия. К археологическим находкам (в основном в восточных частях государства) и приобретению значительных частных коллекций добавились покупки предметов из раскопок в Самофракии, Гельбаши (Тризе) и Эфесе. Как упоминалось, из этих последних недавно был составлен особый раздел музея в помещении Нового Бурга.

 

Коллекция западноевропейской скульптуры и предметов прикладного искусства — одна из самых значительных в мире. Она охватывает период от средних веков до конца XVIII столетия. Некоторые предметы входили в домашнее имущество императора Фридриха III. Основу коллекции составляет «Кунсткамера» уже упоминавшегося эрцгерцога Фердинанда Тирольского. Этот принц был сначала правителем Богемии, затем губернатором Тироля; он собрал не только коллекцию оружия, но и знаменитую кунсткамеру. Обе коллекции были размещены в замке Амбрас близ Инсбрука. В кунсткамере было всё, что в те времена включали в представление о художественной коллекции: всевозможные чудеса и редкости как из области искусства, так и из царства природы. Предметы того и другого типа сочетались между собой, как бы переходя из одной области в другую, и взаимно усиливали впечатление. Значительная часть собраний кунсткамеры и оружия была перевезена в Вену, однако столь многое из обеих коллекций сохранилось в замке Амбрас, что он и сейчас остается большим самостоятельным музеем.

 

Основу коллекции скульптуры и прикладного искусства составило собрание племянника эрцгерцога Фердинанда — императора Рудольфа II (1552—1612). Его великолепная прославленная кунсткамера сложилась в его резиденции в Праге. В конце Тридцатилетней войны она была разграблена шведами, однако даже часть её, перевезённая в Вену, служит своеобразным памятником одному из величайших европейских коллекционеров. Кроме картин, о которых речь впереди, сюда входят бронзовые скульптуры, сосуды из золота, горного хрусталя, полудрагоценных камней и т. п., а также большая коллекция часов, автоматов и астрономических измерительных приборов всевозможных видов.

Из собрания эрцгерцога Леопольда Вильгельма (см. ниже) поступили изделия из резной кости XVII столетия, сюда же были добавлены работы придворных ювелиров XVII и XVIII веков, а также разнообразные художественные ценности со всех концов империи Габсбургов, имевших владения во всём мире. Особый раздел составляет коллекция шпалер, вытканных во Франции или чаще — в Нидерландах в XV—XVIII веках.

 

Перейдём теперь к картинной галерее, в данном случае представляющей особый интерес. На её характер и состав наложили свой отпечаток два собирателя. Один из них — уже упоминавшийся император Рудольф II с его непомерной любовью к искусству, из-за которой он был почти неспособен заниматься государственными делами.

Как знаток искусства он вырос под влиянием Фердинанда Тирольского и в особенности другого своего дяди — испанского короля Филиппа II (1527—1598). Рудольф и его братья воспитывались при блестящем испанском дворе, окружённые картинами Тициана. Рудольф видел, что искусство необычайно поднимает престиж монарха. В эти годы близ Мадрида шло строительство Эскориала, где работали художники и мастера-ремесленники самых различных профессий. Всё это оказало решающее влияние на воспитание художественно одарённого принца.

Венский музей обязан Рудольфу II почти всеми своими произведениями Дюрера и в особенности работами Питера Брейгеля Старшего. Эти последние Рудольф II по большей части приобрёл при посредничестве своего брата Эрнста, покупавшего их в Антверпене, когда он в конце XVI века был наместником испанских Нидерландов. Среди прочих к приобретениям Рудольфа II относятся и картины Корреджо. Маньеристическое искусство эпохи представлено работами придворных живописцев Б. Спрангера, Ханса фон Ахена и Хейнтца.

 

Вторым коллекционером, сыгравшим в формировании венской галереи ещё более определяющую роль, был эрцгерцог Леопольд Вильгельм (1614—1662), брат императора Фердинанда III (1608—1657). Будучи наместником испанских Нидерландов, он собрал в своей резиденции в Брюсселе более тысячи картин; они сохранились почти полностью и теперь составляют ценнейшее достояние венской картинной галереи. В 1656 году эрцгерцог возвратился в Вену, куда перевёз и свою коллекцию. Он завещал её своему племяннику императору Леопольду I (1640—1705).

Галерея Леопольда Вильгельма включала много произведений венецианских живописцев XVI столетия: Джованни Беллини и Джорджоне, Тициана, Тинторетто, Веронезе, Бассано, Лотто и других. Эти картины происходили из собрания Бартоломео делла Наве, первоначально были проданы в Англию и предназначались для коллекции Карла I; после его казни (1649) Леопольд Вильгельм купил их для своей галереи. Другая значительная группа картин — произведения нидерландской живописи XV столетия от Яна ван Эйка и Рогира ван дер Вейдена до Гуго ван дер Гуса, Мемлинга, Герарда Давида. Пристрастие к старой фламандской живописи эрцгерцог унаследовал от своих предков и предшественников на посту наместника Нидерландов; первой из них была Маргарита Австрийская (1480—1530), дочь Максимилиана I.

Леопольд Вильгельм приобретал также работы фламандских мастеров своего времени — Рубенса, ван Дейка, Йорданса и других, поддерживал художников широким меценатством. По возвращении в Вену он разместил свою коллекцию в Шталльбурге — том самом здании, где теперь экспонируется искусство XIX века.

 

Сын Леопольда I Карл VI (1685—1740) в 1720-х годах приказал обновить и расширить галерею в Шталльбурге за счёт картин, принадлежавших ему самому. Составленный А. Шторфером роскошный, украшенный рисунками инвентарь в трёх томах (1720, 1730, 1733) даёт представление о галерее того времени — этом барочном художественном комплексе, призванном способствовать славе Австрийского дома.

 

Дочь Карла VI Мария Терезия (1717—1780), после того как был распущен орден иезуитов, купила в Антверпене и Брюсселе выдающиеся произведения из имущества ордена, в том числе большие алтарные картины Рубенса, ван Дейка и Караваджо. Однако с их появлением помещения галереи оказались слишком малы, и она была переведена в Верхний Бельведер — бывший дворец выдающегося полководца принца Евгения Савойского. Тогда же в состав галереи вошли некоторые картины, ранее принадлежавшие тирольской ветви Габсбургов, включая «Мадонну на лугу» Рафаэля. В 1759 году императрица заказала приехавшему в Вену Бернардо Белотто тринадцать больших картин с видами Вены и окрестных дворцов.

 

В царствование Иосифа II (1741 —1790), сына Марии Терезии, Кристиан фон Мехель составил первый каталог галереи, и она стала доступна для публики. Развеска и каталог преследовали дидактические цели в соответствии с принципами эпохи Просвещения.

 

До этого времени в галерее почти не была представлена голландская живопись. Здесь были только произведения из католических стран: Италии, Испании, Южных Нидерландов, а также Германии. Взаимоотношения между кальвинистской Голландией и католическим домом Габсбургов были то враждебны, то натянуты. Только в период войны за испанское наследство, когда Франции противостояла коалиция Австрии, Англии и Голландии, наступило временное сближение. Не случайно в инвентаре Шторфера 1720 года упоминаются несколько картин Рембрандта. В конце XVIII века появляются другие работы голландских мастеров, например «Большой лесной пейзаж» Рейсдаля и «Мир наизнанку» Яна Стена. В начале XIX века поступил ещё ряд голландских картин. После второй мировой войны в этот раздел вошла группа произведений, подаренных Луи и Клариссой Ротшильдами, в их числе шедевры Франса Хальса. Нечто подобное относится и к французской живописи, представленной небольшим числом полотен: на то были политические причины. Окружённая землями Габсбургов (Испания и Южные Нидерланды), Франция неизменно была их врагом; это сказалось и на художественном собирательстве.

 

После того как было построено здание музея и картинная галерея переехала в него из Верхнего Бельведера, начался новый этап собирательства, особенно интенсивного в годы, когда директором был Густав Глюк (1911 — 1931). Ему удалось приобрести большую группу картин австрийских мастеров эпохи готики и художников дунайской школы.

В результате преобразования музея в 1950-х годах все картины австрийской школы были переданы Австрийской государственной галерее, размещённой теперь в Бельведере, в обмен на картины художников XIX века других национальных школ: К.Д. Фридриха, Рунге, Менцеля, Лейбля, Либермана, Коринта, а также Коро, Курбе, Ренуара, Моне, Ван Гога, Мунка и т. д., которые сейчас находятся в Шталльбурге.

 

Как и другие крупные собрания, сложившиеся в XVI — XVII веках, картинная галерея венского Музея истории искусств представляет собой завершённое целое. Любые новые поступления предназначены лишь для заполнения тех или иных пробелов в уже существующей коллекции.

Её характер сложился так давно, что не может и не должен более подвергаться сколько-нибудь значительным изменениям. Несмотря на свою завершённость, галерея остаётся живым организмом. Она живёт для всякого, кто способен воспринять эту жизнь. Когда зритель бродит по залам, картины превращаются для него в некое подобие мира, движущегося в пространстве и времени. Он найдёт здесь рассказы Ветхого и Нового завета, Золотой век древних, подвиги героев и легендарные истоки европейской истории. Среди всего этого зритель может проследить меняющийся образ человека и окружающей его природы. Так изображение мира становится «mundus pictus», написанной красками поэмой о мире.

 

Фридерике Клаунер, директор Музея истории искусств в Вене