Креспи, Джузеппе Мария (Crespi, Giuseppe Maria) родился в 1665 году в Болонье. Учился у Д. М. Канути и К. Чиньяни. В 1686—1688 годах держал мастерскую совместно с Дж. А. Буррини. Ездил в Парму, Модену, Венецию, в провинции Пистойю и Марки. В 1706 и 1709 работал во Флоренции. Выполнял заказы принца Евгения Савойского, великого герцога Фердинанда Тосканского, кардинала Оттобони и ландграфа Гессенского. Умер слепым в Болонье в 1747 году.
Кумская сивилла ведёт Энея в подземное царство, открывая путь золотой ветвью, после того как Харон, перевозчик на подземных реках, привёз её в ладье к входу в Гадес (Вергилий, Энеида, VI, 298—304).
Картина входила в убранство городского дворца принца Евгения Савойского на Химмельпфортгассе в Вене. Как и четыре другие, исполненные около 1700 года картины болонских художников (Даль Соле, Буррини, Бенедетто Дженуари и самого Креспи), она служила десюдепортом в комнате, которая позже, после перестройки, была спальней принца Евгения.
До сих пор неясна тематическая взаимосвязь холстов между собой и с фреской Маркантонио Кьярини на потолке; неясно и первоначальное назначение зала.
Парная картина — «Воспитание Ахилла кентавром Хироном» относится к последним годам XVII века, тогда как данная производит впечатление стилистически более развитой и, следовательно, несколько более поздней.
Джузеппе М. Креспи «Воспитание Ахилла кентавром Хироном» |
Творчество Креспи представляет собой новую вершину в истории болонской школы живописи, далёкую от так называемого классицизма, с которым её обычно связывают. Продолжая традицию братьев Карраччи, Гверчино, а также Прети и позднего Рубенса, Креспи «ясностью композиционного мышления утверждает свою творческую связь с Болоньей» и одновременно указывает на «начало новой эры в живописи, благодаря превращению рисуночной основы композиции в живописную» (Хайнц).
Источник: каталог выставки «Шедевры живописи из музея истории искусств в Вене», Москва, изд. «Советский художник», 1980 г.
На аватаре: Джузеппе М. Креспи «Эней, Сивилла и Харон» Холст, масло. 129X127 см. (Из собрания музея истории искусств, Вена, Австрия).
Чтобы увеличить, нажмите на картину.