Итоги конкурсов
Статьи
Автопортрет Петера Пауля Рубенса увеличить изображение
Автопортрет Петера Пауля Рубенса

 

Рубенс, непревзойдённый среди европейских живописцев по тематическому разнообразию картин, оставил лишь небольшое число автопортретов. Кроме венского, собственноручными признаны автопортреты в Галерее Уффици во Флоренции, в Доме Рубенса в Антверпене и в замке Виндзор; последний был написан, чтобы удовлетворить желание Карла I.

Всё это — погрудные изображения, исполненные значительно раньше венского холста; по сравнению с ними венский «Автопортрет» гораздо более репрезентативен.

 

Рубенс на портрете смотрит на зрителя, повернув голову к левому плечу, скрытому под наброшенным плащом. Подобный мотив восходит в конечном счете к Тициану; в те же годы его использовал ван Дейк в портретах придворных аристократов. Поза отчётливо указывает на дистанцию, разделяющую портретируемого и зрителя. Шляпа, перчатки и шпага свидетельствуют, что перед нами дворянин; дворянского звания Рубенс достиг благодаря своей славе живописца.

 

Существует подготовительный рисунок (Париж, Лувр), в котором внимание мастера сосредоточено в основном на позе и расположении складок плаща. Картина отличается от рисунка иным жестом рук и несколько смягчёнными чертами лица. Её всегда датируют около 1638—1640 г., то есть последними двумя годами жизни художника.

 

 

Источник: каталог выставки «Шедевры живописи из музея истории искусств в Вене», Москва, изд. «Советский художник», 1980 г.

 

На аватаре:  Петер Пауль Рубенс «Автопортрет» Холст, масло. 109,5х85 см. (Из собрания музея истории искусств, Вена, Австрия).

 

Чтобы увеличить, нажмите на картину.