Рубенс, непревзойдённый среди европейских живописцев по тематическому разнообразию картин, оставил лишь небольшое число автопортретов. Кроме венского, собственноручными признаны автопортреты в Галерее Уффици во Флоренции, в Доме Рубенса в Антверпене и в замке Виндзор; последний был написан, чтобы удовлетворить желание Карла I.
Всё это — погрудные изображения, исполненные значительно раньше венского холста; по сравнению с ними венский «Автопортрет» гораздо более репрезентативен.
Рубенс на портрете смотрит на зрителя, повернув голову к левому плечу, скрытому под наброшенным плащом. Подобный мотив восходит в конечном счете к Тициану; в те же годы его использовал ван Дейк в портретах придворных аристократов. Поза отчётливо указывает на дистанцию, разделяющую портретируемого и зрителя. Шляпа, перчатки и шпага свидетельствуют, что перед нами дворянин; дворянского звания Рубенс достиг благодаря своей славе живописца.
Существует подготовительный рисунок (Париж, Лувр), в котором внимание мастера сосредоточено в основном на позе и расположении складок плаща. Картина отличается от рисунка иным жестом рук и несколько смягчёнными чертами лица. Её всегда датируют около 1638—1640 г., то есть последними двумя годами жизни художника.
Источник: каталог выставки «Шедевры живописи из музея истории искусств в Вене», Москва, изд. «Советский художник», 1980 г.
На аватаре: Петер Пауль Рубенс «Автопортрет» Холст, масло. 109,5х85 см. (Из собрания музея истории искусств, Вена, Австрия).
Чтобы увеличить, нажмите на картину.