Выставка картин вьетнамского художника Нгуен Фан Тяня в Москве увеличить изображение
Выставка картин вьетнамского художника Нгуен Фан Тяня в Москве

С 27 июля по 8 августа 1983 года в Государственном музее искусства народов Востока проходила выставка картин вьетнамского художника Нгуен Фан Тяня, признанного мастера живописи по шелку. В экспозиции, подготовленной при участии ханойского Музея изящных искусств, было представлено около 50 наиболее известных произведений старейшего художника Вьетнама.

Нгуен Фан Тянь родился в 1892 году в небогатой трудовой семье. С юных лет занимался различными художественными работами — писал традиционные картины с изображениями цветов, животных, рисовал тушью деревенские пейзажи, расписывал храмы. В 1925 году поступил в только что открывшуюся в Ханое Высшую школу изящных искусств Индокитая на отделение живописи. После окончания школы некоторое время преподавал в ней, но вскоре целиком посвятил себя творчеству. В конце 1930-х годов в Ханое состоялась персональная выставка художника, ставшая подлинным его триумфом. Успех был закреплен на Международной выставке в Париже в 1941 году, где его картины получили высокую оценку специалистов и встретили восторженный приём у любителей искусства.

Нгуен Фан Тянь справедливо считается основоположником новой вьетнамской живописи по шелку: он творчески развил традиционную технику, раскрыл её средствами новые образы и новую тематику. Картины художник отличаются особым национальным колоритом и глубоким реализмом. Творчество Нгуен Фан Тяня знаменовало качественно новый этап в истории вьетнамского изобразительного искусства.

После победы Августовской революции 1945 года Нгуен Фан Тянь отдал весь свой талант художника служению высоким идеалам, провозглашённым новой, народной властью. В годы войны Сопротивления против французских колонизаторов (1946—1954) он рисовал агитационные плакаты, организовывал передвижные художественные выставки.

За свою долгую творческую жизнь Нгуен Фан Тянь создал более 200 картин, но, к сожалению, большая их часть погибла во время войны. Сохранившиеся произведения наглядно свидетельствуют о высоком мастерстве вьетнамского художника. Нгуен Фан Тянь пишет тушью и акварелью. Для его работ характерны чёткость и монументальность композиции, изящный рисунок, нежная гармония красок. Цветовая палитра сдержанна и благородна, в ней преобладают коричневые, золотистые, тёмно-синие тона. Следуя традиции, художник предпочитает плоскостное изображение фигур, тщательно выписывает черты лица, глаза, волосы. Основные темы его произведений — жизнь простого человека, пейзажи родного края. С особой любовью он создаёт женские образы — крестьянок, матерей, простых тружениц. Наиболее известные его картины — «Игра детей в камушки» (1931), «Мытьё овощей в пруду» (1931), «Корзинщицы» (1960), «После работы» (1960) — были показаны на выставке в Москве. Для многих зрителей они стали подлинным открытием богатой художественной культуры братского Вьетнама.

Выставка картин Нгуен Фан Тяня в Москве стала значительным событием в культурной жизни столицы, она, несомненно, послужит укреплению братских отношений между народами Советского Союза и Вьетнама.

 

А. Соколов

Рубрика «ХУДОЖНИК информирует». Журнал «Художник» № 1 за 1984 год

 

На аватаре: Нгуен Фан Тянь. Для увеличения кликните на фотографию.

 

Нгуен Фан Тянь. «Детская игра». Шёлк, акварель. 1931–32. Музей искусства народов Востока (Москва)
Нгуен Фан Тянь. «Детская игра». Шёлк, акварель. 1931–32. Музей искусства народов Востока (Москва)

 

Нгуен Фан Тянь. «Мать и дитя»
Нгуен Фан Тянь. «Мать и дитя»