С 27 июля по 8 августа 1983 года в Государственном музее искусства народов Востока проходила выставка картин вьетнамского художника Нгуен Фан Тяня, признанного мастера живописи по шелку. В экспозиции, подготовленной при участии ханойского Музея изящных искусств, было представлено около 50 наиболее известных произведений старейшего художника Вьетнама.
Нгуен Фан Тянь родился в 1892 году в небогатой трудовой семье. С юных лет занимался различными художественными работами — писал традиционные картины с изображениями цветов, животных, рисовал тушью деревенские пейзажи, расписывал храмы. В 1925 году поступил в только что открывшуюся в Ханое Высшую школу изящных искусств Индокитая на отделение живописи. После окончания школы некоторое время преподавал в ней, но вскоре целиком посвятил себя творчеству. В конце 1930-х годов в Ханое состоялась персональная выставка художника, ставшая подлинным его триумфом. Успех был закреплен на Международной выставке в Париже в 1941 году, где его картины получили высокую оценку специалистов и встретили восторженный приём у любителей искусства.
Нгуен Фан Тянь справедливо считается основоположником новой вьетнамской живописи по шелку: он творчески развил традиционную технику, раскрыл её средствами новые образы и новую тематику. Картины художник отличаются особым национальным колоритом и глубоким реализмом. Творчество Нгуен Фан Тяня знаменовало качественно новый этап в истории вьетнамского изобразительного искусства.
После победы Августовской революции 1945 года Нгуен Фан Тянь отдал весь свой талант художника служению высоким идеалам, провозглашённым новой, народной властью. В годы войны Сопротивления против французских колонизаторов (1946—1954) он рисовал агитационные плакаты, организовывал передвижные художественные выставки.
За свою долгую творческую жизнь Нгуен Фан Тянь создал более 200 картин, но, к сожалению, большая их часть погибла во время войны. Сохранившиеся произведения наглядно свидетельствуют о высоком мастерстве вьетнамского художника. Нгуен Фан Тянь пишет тушью и акварелью. Для его работ характерны чёткость и монументальность композиции, изящный рисунок, нежная гармония красок. Цветовая палитра сдержанна и благородна, в ней преобладают коричневые, золотистые, тёмно-синие тона. Следуя традиции, художник предпочитает плоскостное изображение фигур, тщательно выписывает черты лица, глаза, волосы. Основные темы его произведений — жизнь простого человека, пейзажи родного края. С особой любовью он создаёт женские образы — крестьянок, матерей, простых тружениц. Наиболее известные его картины — «Игра детей в камушки» (1931), «Мытьё овощей в пруду» (1931), «Корзинщицы» (1960), «После работы» (1960) — были показаны на выставке в Москве. Для многих зрителей они стали подлинным открытием богатой художественной культуры братского Вьетнама.
Выставка картин Нгуен Фан Тяня в Москве стала значительным событием в культурной жизни столицы, она, несомненно, послужит укреплению братских отношений между народами Советского Союза и Вьетнама.
А. Соколов
Рубрика «ХУДОЖНИК информирует». Журнал «Художник» № 1 за 1984 год
На аватаре: Нгуен Фан Тянь. Для увеличения кликните на фотографию.
Нгуен Фан Тянь. «Детская игра». Шёлк, акварель. 1931–32. Музей искусства народов Востока (Москва) |
Нгуен Фан Тянь. «Мать и дитя» |