Посмертная выставка произведений профессора В.Б. Скуридина увеличить изображение
Посмертная выставка произведений профессора В.Б. Скуридина

В Московском государственном художественном институте им. В. И. Сурикова в конце 1983 года экспонировалась посмертная выставка произведений профессора В. Б. Скуридина.

Не одно поколение суриковцев с теплотой и признательностью вспоминает уроки мастерства, полученные ими у Валерия Борисовича. Постоянный член всех советов и комиссий института, он на протяжении нескольких десятков лет отдавал свои знания и опыт ученикам, никогда не деля их на «своих» и «чужих». Любой из тех, кто обучался в институте или окончил его много лет назад, мог рассчитывать, что у Скуридина он всегда найдёт дружескую помощь и поддержку.

Много времени Скуридин отдал средней художественной школе при МГХИ: часто посещал ее, помогал педагогам. Может быть, поэтому мастер, начав педагогическую деятельность, писал (как, впрочем, и все крупные художники-педагоги) большие, значительные вещи реже, чем его товарищи, никогда не преподававшие.

Как художник Скуридин вошел в советское искусство в конце 40-х — начале 50-х годов. Созданная им в то время картина «Ленин и Крупская» (1949) привлекла внимание зрителя мастерством рисунка, сочной полнокровной живописью. В дальнейшем Скуридин работал в более камерных жанрах — пейзаже и натюрморте, многие из которых представлены на выставке.

Те, кто хорошо знал живописца, отмечают, что в его произведениях присутствует то, чего он требовал от своих учеников: строгость цветового решения, продуманная организация всех элементов холста, верная передача освещения, точнее, — живого трепетного света, дающего жизнь форме. В работах художника, особенно в его натюрмортах, обращает внимание тонкая нюансировка цветовой гаммы, связь предметов со свето-воздушной средой. От своих учителей (С. Герасимова, И. Грабаря) Скуридин унаследовал любовь к колористической культуре. Мягкие переходы от палево-зелёных до изумрудных, от розовых до карминно-красных цветов, насыщенно плотная фактура его пейзажей и натюрмортов заставляют вспомнить искания многих выдающихся русских художников начала XX века.

Как рецензент некоторых дипломных работ студентов МГХИ я часто видел кропотливую, внимательную и плодотворную работу Скуридина с дипломниками. Принципиальность его позиции как педагога проявилась в дискуссии о проблеме взаимоотношения предмета с окружающей средой, проблеме пленэра в целом, разгоревшейся в последние годы в нашей высшей художественной школе. В работах студентов многих мастерских пошла «мода», поддержанная некоторыми педагогами, на чёткое оконтуривание фигур и предметов, выдаваемое за пластическую определённость формы. Скуридин, доказывая несостоятельность подобных приёмов, ссылался на творчество мастеров прошлого, умевших мастерской передачей свето-воздушной среды связывать предметы в единое гармоническое целое, не отрывать рисунок от живописи, но органично их сочетать. Противник слащавой, «зализанной» манеры письма, ничего общего не имеющей с подлинной законченностью, Скуридин сам часто, беря в руки кисть, учил студентов не скрывать «кухню» художника, но, умело используя фактурные особенности живописи, вводить их в образно-пластическую структуру холста.

В последние месяцы жизни, борясь с тяжёлой, изнурительной болезнью, Скуридин создал ряд натюрмортов, поражающих полнозвучной красочностью, порывистым энергичным мазком, особой откровенностью техники. Выступая на протяжении всей своей творческой и педагогической деятельности против псевдоимпрессионистической эскизности и незавершённости, художник в этих последних работах вновь продемонстрировал верность принципам реалистического искусства.

 

А. Каминский

Журнал «Художник» №5, 1984 г.

В.И. Ленин и Н.К. Крупская на митинге в честь открытия электростанции в деревне Кашино Волоколамского уезда Московской губернии 14 ноября 1920 года. Художник В.Б. Скуридин. 1954 г.
В.И. Ленин и Н.К. Крупская на митинге в честь открытия электростанции в деревне Кашино Волоколамского уезда Московской губернии 14 ноября 1920 года. Художник В.Б. Скуридин. 1954 г.

В.Б. Скуридин «Сейнеры на ремонте, Керченский пролив» Холст на картоне, масло.
В.Б. Скуридин «Сейнеры на ремонте, Керченский пролив» Холст на картоне, масло.

В.Б. Скуридин «Натюрморт по мотивам Врубеля» Холст, масло. 1957 г.
В.Б. Скуридин «Натюрморт по мотивам Врубеля» Холст, масло. 1957 г.

В.Б. Скуридин «Фёкла Матвеевна» Холст, масло. 60х45 см 1959 г.
В.Б. Скуридин «Фёкла Матвеевна» Холст, масло. 60х45 см 1959 г.

В.Б. Скуридин «Натюрморт с персиками» картон, масло. 50х70 см 1975 г.
В.Б. Скуридин «Натюрморт с персиками» картон, масло. 50х70 см 1975 г.

В.Б. Скуридин «Переславль Залесский. На Трубеже.» Картон, масло. 1956 г.
В.Б. Скуридин «Переславль Залесский. На Трубеже.» Картон, масло. 1956 г.

В.Б. Скуридин «На Трубеже» Картон, масло. 1956 г.
В.Б. Скуридин «На Трубеже» Картон, масло. 1956 г.

 

В.Б. Скуридин «Ворота в Тарусе» Бумага, масло. 1955 г.
В.Б. Скуридин «Ворота в Тарусе» Бумага, масло. 1955 г.

В.Б. Скуридин «Азовский берег» Картон, масло. 1976 г.
В.Б. Скуридин «Азовский берег» Картон, масло. 1976 г.

В.Б. Скуридин «Клубника» Картон, масло. 1962 г.
В.Б. Скуридин «Клубника» Картон, масло. 1962 г.

В.Б. Скуридин «Вид из Артека на Адаллары» Картон, масло. 1962 г.
В.Б. Скуридин «Вид из Артека на Адаллары» Картон, масло. 1962 г.

В.Б. Скуридин «Вечер в горах» Картон, масло. 1976 г.
В.Б. Скуридин «Вечер в горах» Картон, масло. 1976 г.

В.Б. Скуридин «Лето в Тарусе» Картон, масло. 1954 г.
В.Б. Скуридин «Лето в Тарусе» Картон, масло. 1954 г.

В.Б. Скуридин «Утро в Переславле» Картон, масло. 1956 г.
В.Б. Скуридин «Утро в Переславле» Картон, масло. 1956 г.

В.Б. Скуридин «Сибирская деревня» Картон, масло. 1958 г.
В.Б. Скуридин «Сибирская деревня» Картон, масло. 1958 г.