Картина Б. Спрангера «Минерва — победительница Невежества»
Спрангер, Бартоломеус (Spranger, Bartholomaeus) родился в 1546 г. в Антверпене. Учился у Я. Мандейна, Ф. Мостарта и К. ван Далема. Около 1565 года работал в Париже, затем в Лионе, Милане, Парме и Риме. С 1575 года придворный художник императора, сначала в Вене, затем (с 1584 г.) в Праге при дворе Рудольфа II. Умер в 1611 году в Праге.
В картине при помощи персонажей из античной мифологии в аллегорической форме иллюстрируется абстрактная идея — победа Мудрости над Невежеством.
Покровительница наук, античная богиня искусств и ремёсел Минерва побеждает Невежество, изображённое в виде лежащего на земле в оковах нагого мужчины с ослиными ушами. Минерва попирает его ногой.
Основная идея восходит к христианской теме «Психомахии» — победоносной борьбы добродетелей с пороками в душе человека; истоки этой темы в свою очередь мы находим в поздней античности.
Минерва окружена Музами, которые здесь служат олицетворением наук и искусств. Среди них можно узнать Уранию с армиллярной сферой — астрономическим прибором, состоящим из ряда концентрических окружностей; с его помощью демонстрировали движение светил вокруг земли, занимавшей центр. Направо — Клио в лавровом венке, с пером и книгой; за ней — Живопись с кистью и палитрой, Скульптура со статуэткой и Архитектура с циркулем. Женщина в шлеме налево — по-видимому, Беллона.
Картина Спрангера — характерное порождение «рудольфинского» придворного искусства; её сложная тематическая программа соответствует вкусам Рудольфа II, который в качестве широко образованного коллекционера и заказчика оказывал прямое влияние на творчество своих придворных живописцев. Картина, вероятно, была исполнена около 1591 года.
Источник: каталог выставки «Шедевры живописи из музея истории искусств в Вене», Москва, изд. «Советский художник», 1980 г.
На аватаре: Б. Спрангер «Минерва — победительница Невежества» Холст, масло. 163X117 см. (Из собрания музея истории искусств, Вена, Австрия).
Чтобы увеличить, нажмите на картину.