Картина Тенирса (Младшего) «Эрцгерцог Леопольд Вильгельм в своей галерее в Брюсселе»
Тенирс Младший, Давид (Teniers de Jonge, David) родился в 1610 году в Антверпене. Учился у своего отца Д. Тенирса Старшего, испытал влияние А. Броувера и П. П. Рубенса, с которым иногда сотрудничал. В 1633 году принят в гильдию в Антверпене. В 1651—1656 годах — придворный живописец и хранитель картинной галереи эрцгерцога Леопольда Вильгельма в Брюсселе. Умер в Брюсселе в 1690 г.
Распродажа собрания графа Аппоньи, Вена 1818; распродажа собрания графа Фестетиц, Вена 1859; собрание барона Ансельма Соломона Ротшильда, затем — барона Натаниеля Ротшильда; подарена Музею в 1948 году баронессой Клариссой де Ротшильд в память о бароне Альфонсе де Ротшильде.
Известно более дюжины «Картинных галерей» кисти Тенирса (в частности, в музеях Мадрида, Мюнхена, Брюсселя, в английском частном собрании, в Вене). Все они изображают галерею Леопольда Вильгельма в Брюсселе и, видимо, предназначались для подарков. Этим объясняется то обстоятельство, что всюду изображён сам эрцгерцог в сопровождении хранителя галереи Тенирса.
Если исключить копии, выполненные не самим Тенирсом, то среди изображений галереи невозможно отыскать двух одинаковых: меняется помещение, где она находится, меняется и состав коллекции, хотя некоторые входящие в неё картины — вероятно, особенно любимые и ценимые владельцем — повторяются во многих вариантах темы. Нередко, воспроизводя одни и те же известные нам картины, Тенирс меняет их масштаб и формат, чтобы достичь упорядоченного заполнения стен галереи. Всё это наводит на мысль, что Тенирс не стремится точно, достоверно передать реально существовавшее помещение, где находилось собрание эрцгерцога.
Часто встречается следующая сцена: Тенирс показывает эрцгерцогу ту или иную картину, как бы спрашивая его согласия на её приобретение (в данном случае разговор идёт о натюрморте Георга Хуфнагеля).
На рамах изображённых картин мельчайшими буквами обозначено имя художника. Поскольку сохранился инвентарь собрания эрцгерцога, есть возможность идентифицировать то или иное произведение, даже если оно более не существует или за истёкшие века оказалось изъятым и перешло в другую коллекцию. Так, погиб «Св. Георгий» (второй в верхнем ряду на правой стене) — створка алтаря из церкви Сан Кассиано в Венеции кисти Антонелло да Мессины; в Музее сохранились другие части этого алтаря.
Исполненный ван Дейком «Портрет дамы» (наверху налево, под пейзажем) находится теперь в Генуе.
Большинство картин, воспроизведённых Тенирсом в его «Галереях», по сей день остаётся в Вене, куда собрание эрцгерцога было перевезено из Брюсселя в 1656 году, и составляет основное ядро картинной галереи Музея истории искусств.
Со многих картин эрцгерцогского собрания Тенирс сделал маленькие копии, которые он сохранил и впоследствии использовал как образцы для гравюр альбома «Teatrum Pictorum», посвящённого галерее Леопольда Вильгельма.
Многие из маленьких копий существуют и теперь; вероятно, именно они, а не большие подлинники, служили Тенирсу удобными образцами, когда он работал над своими «Галереями».
С этим связано произвольное размещение картин на стенах, в котором невозможно уловить некий принцип или определить вкус собирателя; по той же причине изображения некоторых картин повторяются очень часто.
Копия с настоящей работы Тенирса, исполненная, по всей вероятности, Давидом Рейкартом, находится в Музее Ласаро Гальдиано в Мадриде, ещё одна копия — в галерее графов Харрах в замке Рорау (Австрия).
Источник: каталог выставки «Шедевры живописи из музея истории искусств в Вене», Москва, изд. «Советский художник», 1980 г.
На аватаре: Тенирс (Младший) «Эрцгерцог Леопольд Вильгельм в своей галерее в Брюсселе» Холст, масло. 70X86 см (Из собрания музея истории искусств, Вена, Австрия).
Чтобы увеличить, нажмите на картину.
Варианты картин Тенирса на ту же тему