Итоги конкурсов
Статьи
О книге И.Я. Богуславской «Дымковская игрушка» увеличить изображение
О книге И.Я. Богуславской «Дымковская игрушка»

 

 

В обширном и разнообразном потоке публикаций о дымковской игрушке — одном из известнейших промыслов народного искусства — увлечённо написанная книга И. Я. Богуславской представляет собой незаурядное и серьёзное исследование этого вопроса, хотя им занимались многие искусствоведы, литераторы, художники. (В двадцатые годы, например, А. Н. Бенуа, А. И. Деньшин, А. В. Бакушинский, позднее — Л. А. Динцес, А. Б. Салтыков, Т. М. Разина и др.) Но в силу различных обстоятельств авторы чаще касались отдельной или нескольких проблем творчества одной или группы мастериц.

В 60—70-е годы с новой силой возник интерес к народному искусству в целом, и к дымковской игрушке в частности. Многие авторы, попадая в плен обаяния красок, жизнерадостности образов, писали не только доброжелательные, а подчас и восторженные заметки, способствовавшие в большей степени лишь популяризации игрушки. За пределами подобного однозначного, а часто поверхностного взгляда оставались многие проблемы, волновавшие местных художников.

 

Монография И. Я. Богуславской, основанная на многолетием (почти два десятилетия) исследовании и собирании материала, изучении музейных и частных коллекций, архивов, фондохранилищ, непосредственном общении с мастерицами, представляет собой добросовестный научный труд, подчёркивающий с новой силой, что дымковская игрушка — глубоко национальное явление народного творчества, имеющее свои глубокие корни, уходящие в языческую Русь, в вековые традиции. Скрупулезно изучено и проанализировано не только прошлое, но и современное развитие промысла. Кажется, ни одна, даже самая малейшая деталь не ушла от внимательного взора автора. Талант искусствоведа и этнографа, исследователя и публициста проявился в этой книге особенно ярко.

Несмотря на большой объём (двадцать семь печатных листов), читается книга легко, как бы на одном дыхании. В немалой степени этому способствует чёткая и строгая композиция книги: каждая глава — это рассказ об одном из этапов развития промысла. Можно сказать, что вся структура книги, её оформление подчинены главной цели — обобщить известное и вновь найденное о дымковской игрушке, проследить весь путь её развития, ответить на некоторые наболевшие вопросы современности. Читатель найдёт здесь немало нового и интересного, многие данные опубликованы впервые.

Так, например, о битве между хлыновцами (Хлынов — древнее название Вятки, ныне Кирова) и устюжанами, которая по легенде положила начало развитию этого ремесла, повествуется с использованием важных этнографических сведений о крае, с описанием обрядовых культовых праздников — свистоплясок-свистуний.

Рассказ дополняют статистические данные о ремесленниках и мастерицах пригородной слободы Дымково, о численности и ассортименте работ, о том, сколько семейств слободы (женщин этих семей) занималось изготовлением глиняных кукол. Приводятся сведения об их продаже, конкурентоспособности с гипсовыми литыми фигурами, выпускаемыми мастерской Караваева и т. д.

Причём нужно учесть, что разговор идёт о том времени, которое было периодом «далёкого прошлого» и для многих исследователей оставалось «белым пятном» в развитии дымковской игрушки.

 

С рубежа XIX и XX веков начинает И. Я. Богуславская непосредственный рассказ о памятниках дымковской игрушки, о произведениях как таковых. Тщательно проведённый сравнительный анализ работ, хранящихся в музеях Ленинграда, Кирова, Москвы, Загорска и других собраний, как государственных, так и частных, позволил исследователю классифицировать игрушки по типам, персонажам, сюжетному многообразию и, атрибутировав многие из них, относящиеся к «неизвестным мастерам», назвать имена авторов.

 

Кроме того, о таких корифеях, как А. А. Мезрина, Е. А. Кошкина, Е. И. Пенкина, равно как и о лауреатах Государственной премии РСФСР имени И. Е. Репина — Е. 3. Кошкиной, О. И. Коноваловой, Е. И. Косс-Деньшиной, 3. В. Пенкиной, написаны отдельные главы. Их творческий путь рассматривается не обособленно, а наряду с интересными поисками менее известных, но не менее самобытных авторов: М. А. Лалетиной, Л. Н. Никулиной, А. И. Мезриной, Е. И. Пенкиной и других. Это позволяет получить более полное представление о творческих династиях из слободы Дымково.

 

Обращая самое пристальное внимание на поколение мастериц, которые работают в промысле сейчас и чьи лучшие произведения созданы в 60— 80-е годы, автор справедливо определяет этот период как принципиально новую эпоху в развитии промысла.

В приложении к книге даны уникальные фотографии. Она снабжена биографическими сведениями практически о всех мастерицах промысла, списком каталогов выставок, на которых экспонировалась игрушка, библиографией.

 

В. ШАПОШНИКОВА

Журнал «Художник» № 7, 1989 г.