Раздел скульптуры на выставке «Наука и космос на службе мира» в Калининграде увеличить изображение
Раздел скульптуры на выставке «Наука и космос на службе мира» в Калининграде

Раздел скульптуры на республиканской выставке «Наука и космос на службе мира» складывался довольно легко, так как для её экспонирования был предоставлен отдельный зал, что не часто бывает на наших выставках. Обычное «распихивание» скульптуры по углам происходит часто не только от дефицита выставочной площади, но и от непонимания (читай — неуважения) своих же коллег живописного и графического «цехов». Это порочное правило складывалось годами на наших парадных выставках, когда экспозиции устраивались по принципу «ударных и неударных» работ, остальные — по углам. Зрители Калининграда сразу оцепили этот раздел нашей выставки.

 

Дерзкая мечта человека летать, как птица, всегда волновала художников. Полный романтики и мечты древнегреческий миф об Икаре и Дедале находил воплощение у скульпторов древности в поэтических образах этих первопроходцев, готовящихся к полёту.

Каков же мир идеалов, чувств, связанных с современной наукой, реальными достижениями человека в космосе сегодня? Как он воплощается средствами пластики на нашей республиканской выставке?

Пожалуй, сразу следует отметить, что тематический диапазон невелик. Предпочтение отдано портрету. Как и на многих других выставках, тематических композиций мало. Не умаляя значения портрета, любви к этому жанру российских скульпторов — проблема композиции остаётся. Думается, что этой проблеме комиссии по скульптуре нашего союза следует посвятить специальный симпозиум. Ибо тут сказываются профессиональные недостатки, пробелы художественного образования и трудоёмкость самого жанра. И, главное, с каждым годом идёт удорожание перевода в твёрдые материалы, из-за чего работы авторов часто остаются в мастерских.

 

Представленная на выставке галерея портретов говорит о живом творческом интересе скульпторов к раскрытию образов выдающихся людей разных эпох и нашего времени, связанных с космосом и космической наукой. Скульптурная трёхфигурная портретная композиция корифеев космической науки С. Королёва, М. Келдыша, И. Курчатова, названная Н. Селивановым «Соратники», стала как бы заглавием выставки.

 

Надо сказать, что к этой благодатной теме с интересом отнеслись скульпторы самых различных регионов Российской федерации от Москвы до Сибири, от Ленинграда до Северного Кавказа. Несмотря на единство общей реалистической школы скульпторов России, прослеживается многообразие различных манер и почерков. Особенно это заметно в работах молодых скульпторов, ищущих свой идеал пластической и художественной индивидуальности. Драматизмом, сложными психологическими характерами отмечены работы С. Астапова «Джордано Бруно», А. Красницкой «Ньютон». Остро, но не бесспорно решён портрет учёного Н. А. Козырева Г. Додоновой.

Многие портреты имеют высокую художественную и историческую ценность, как свидетельства своего исторического времени. Это портреты учёных, космонавтов, писателей, людей-созидателей, работающих в различных направлениях человеческой деятельности.

 

В этом смысле особую ценность представляют портреты, выполненные с натуры. Так, в ретроспекции выставки был показан портрет К. Э. Циолковского, выполненный при его жизни с натуры скульптором А. Арендт. Небольшой по размеру, он привлекает не только портретным сходством, но и сложным внутренним состоянием, достоверностью. Он выгодно отличается от многих современных работ, изображающих Циолковского-учёного.

Эти же качества присущи портретам академиков Л. А. Орбели и Е. М. Крепса, выполненным Д. Епифановым.

Есть у них и другие прекрасные качества. Они являются примером мастерского исполнения замысла в материале, когда камень полностью подчинён задачам решения образной стороны портрета, когда нет самодовлеющего, ложно монументального приёма, превращающего индивидуальность модели в некий человеческий знак. В разных материалах, но с таким же мастерством, любовным отношением к форме и материалу выполнены портреты 3. Виленского, В. Астапова, В. Авакяна, М. Таратынова, П. Чусовитина, А. Чернопятова, Г. Ястребенецкого и других.

 

Композиционная скульптура представлена небольшими жанровыми произведениями. Это ещё раз говорит о трудоёмкости выполнения композиционной скульптуры, требующей значительных материальных и моральных затрат.

К тому же большие композиционные работы первыми попадают «под огонь» критики.

Не будем и мы исключением. К сожалению, такой «заметной» композицией стала работа Е. Каца «12 апреля 1961 года». Несмотря на важность взятой автором темы — показать в историческом аспекте значение первого полёта человека в космос — весьма ощутимы все просчеты в пластической связи композиции, в пропорциональных отношениях деталей к целому, в однообразии характеристик группы учёных.

 

Космическая тема, как никакая другая, позволяет обратиться к символу. Не случайно ряд скульпторов решают её через образ Икара, привнося в неё своё современное видение.

В трагическом плане решены композиция «Гибель Икара. Падение» Л. Ельчаниновой и сложная, несколько условная скульптура «Икар. Памяти В. Комарова» Е. Марышева.

 

 

 Собственно композиций на современную космическую тему немного. Выгодно отличается работа О. Кирюхина «Мирный космос», изображающая полёт космонавтов в открытом космосе.

Эта ажурная круглая композиция с пересекающимися в пространстве массами «плавающих» космонавтов не имеет чёткого «фасада». Формы монументальны без лишней детализации. Архитектоника композиции рассчитана таким образом, что группа соединяется с шаром в одной точке. Такая скульптура могла бы быть установлена в городском пространстве.

 

А. Г. СЕРГЕЕВ.

Журнал «Художник» № 7, 1989 г.

 

На аватаре: Калининградский областной музей изобразительных искусств, где проходила выставка.