Итоги конкурсов
Статьи
Персональная выставка ленинградской художницы Наталии Виссарионовны Смирновой увеличить изображение
Персональная выставка ленинградской художницы Наталии Виссарионовны Смирновой

Одна из старейших ленинградских художников Наталия Виссарионовна Смирнова успешно работает в станковой живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве.

1985 год для неё стал вдвойне знаменательным — 50-летие творческой деятельности и 70-летие со дня рождения.

Персональная выставка, открывшаяся в начале года в залах ЛОСХ, явилась своеобразным творческим отчётом мастера за последние тридцать лет. В экспозиции было представлено более ста работ, выполненных в различной технике (масло, темпера, гуашь, акварель, цветной карандаш, фломастер) и отмеченных ясностью и простотой выразительного языка, теплотой и сердечностью, свежестью колорита.

В своей творческой практике Наталия Смирнова опирается на традиции лучших представителей советского изобразительного искусства, и в частности своего учителя — А. Самохвалова, у которого занималась на факультете монументально-декоративной живописи Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В. И. Мухиной.

После окончания училища Смирнова выполняла заказы комбината живописно-оформительского искусства (КЖОИ) для промышленных предприятий, учебных заведений и домов культуры города и области, а также эскизы праздничного оформления улиц, фасадов и интерьеров зданий.

Двадцать лет напряжённого труда в КЖОИ Смирнова совмещала с большой общественной деятельностью: создала студию по повышению квалификации молодых художников, занималась организацией различных выставок.

 

Важное место в её творчестве занимает пейзаж. В поэтических уголках родной земли (а маршруты поездок Смирновой охватывают многие города и республики страны) она находит неисчерпаемое богатство мотивов, разнообразие сюжетов. Рассказывая о своём методе работы над этюдами (более для неё характерными, нежели законченные полотна), художница отмечает, что главное — это выбрать «любимое место», то есть мотив, особенно раскрывающий представление автора о характере и настроении окружающей природы.

 

Наталия Виссарионовна Смирнова. Этюд из серии «Кавказ».
Наталия Виссарионовна Смирнова. Этюд из серии «Кавказ».

 

В пейзажных работах Смирновой, объединённых в циклы и создававшихся на протяжении многих лет («Крым», 1957—1965; «Кавказ», 1958—1982; «На русской земле», 1960; «Ленинградская серия», 1964—1983), всегда умело передана естественная красота природы в различных её состояниях. Мастерство художника, знающего выразительную силу светового эффекта, наиболее полно проявилось в пейзажах кавказской серии.

 

Смирнова работает и над натюрмортами. В подчёркнуто декоративной манере выполнены «Мимозы» (1962), «Белая сирень» (1963), «Дары осени» (1963), «Февральский букет» (1977), «Ветки жасмина» (1980). Большое внимание здесь художник уделяет цветовому пятну как основе, определяющей всю композиционную и декоративную систему произведения.

 

Наталия Виссарионовна Смирнова «Барбатусы»  1978 г. Картон, акварель, гуашь. 79,5 х 58,5 см
Наталия Виссарионовна Смирнова «Барбатусы» 1978 г. Картон, акварель, гуашь. 79,5 х 58,5 см

 

Интерес к декоративно-прикладному искусству проявился в творчестве Смирновой еще в 1940-е годы, когда ею были впервые выполнены эскизы тканей и обоев, где главным образом разрабатывались мотивы народного творчества.

В настоящее время художница пробует силы в декоративной керамике, ищет, экспериментирует. В предварительных эскизах она намечает характер будущих росписей цветными глазурями, добивается ясности и лаконичности орнаментальных мотивов. Любимые темы Смирновой — музыка и танец. Непосредственность, богатая фантазия, тёплый юмор — качества, которые отличают её керамические сервизы.

 

Для Смирновой не существует незначительных, неинтересных тем; она всегда остро переживает действительность, выражая светлое, поэтическое восприятие жизни и свою любовь к ней. Постоянный творческий поиск художницы ярко раскрылся на её персональной выставке, которая помогла зрителю познакомиться с характерными особенностями её творчества.

 

В. Белов

Журнал «Художник» № 9, 1985 г.