Итоги конкурсов
Статьи
Узбекский художник Маннон Саидов увеличить изображение
Узбекский художник Маннон Саидов

Саидов Маннон Абдусамадович (1923 - 2001)

 

Маннон Саидов был одним из ярких представителей жанровой живописи Советского Узбекистана. В каждой своей картине художник пытался раскрыть социальную сущность темы, в исторических работах он старался выявить жизненные реалии - своеобразие национального характера, быта, традиций узбекского народа - как основное художественное начало.

 

Наиболее известные картины художника: «Норму не сдал» (1953 г.), «Приезд М. И. Калинина в Самарканд в 1924 г.» (1957 г.), «Подруги» (1958 г.), «Портрет Ищи Мухиддинова» (1959), «Разборка винограда» (1964), «Бесконечная болезнь» (1967), «Аския» (1969)), «Семья» (1970), «Хирманда» (1974), «Концерт» (1977), «Первый» (1983).

 

При взгляде на картину «Борьба с басмачеством» (1977) прежде всего обращает на себя внимание тщательность изображения национального костюма. Очевидно, что на картине запечатлена сцена только что завершившегося боестолкновения, причём красноармейцы в этом бою проиграли. Они безоружны, в расстёгнутых, грязных гимнастерках, один из них ранен в голову.

Басмачи же, напротив, вооружены, их позы выражают спокойствие победителей, они превосходят красноармейцев численностью. Басмачи одеты в национальные узбекские халаты, чистые и яркие, на многих белые рубахи. Они чувствуют себя в своей стихии, в то время как красноармейцы здесь явно чужаки.

 

Маннон Саидов «Солдат» 1978 г.
Маннон Саидов «Солдат» 1978 г.

 

На картине «Солдат» (1978) большинство персонажей также одеты в национальный наряд. Художник подчеркивает, что, хотя армия не имеет национальных различий и солдатская форма везде одинакова, солдаты, казавшиеся единой организованной массой, моментально теряются в яркой толпе и снова становятся частью своего народа, стоит им сойти с поезда.

 

Картина «В.И. Ленин и Н.К. Крупская на ёлке у детей» (1983) изображает типичную советскую пастораль. «Ильич и дети» - очень распространённый в советской живописи сюжет, призванный приблизить образ вождя к народу. Саидов идёт ещё дальше и добавляет на картину жену Ленина, уже пожилую, в простом платье и стоптанных, удобных башмаках.

Ленин и Крупская здесь - это такие советские Дед Мороз и Снегурочка - добрые, всеми любимые с детства персонажи, неотъемлемая часть праздника. Дети льнут к ним, они доброжелательно улыбаются. Художник попытался придать сцене максимальную теплоту и уют семейного праздника.

 

На аватаре: Саидов Маннон Абдусамадович (1923 - 2001) «Борьба с басмачеством» Холст, масло, 80 х 100 см, 1977 год.

Для просмотра в полноэкранном режиме кликните на картину.

 

Саидов Маннон Абдусаматович «К свету. Ликбез» 1970-е годы
Саидов Маннон Абдусаматович «К свету. Ликбез» 1970-е годы

Саидов Маннон Абдусаматович «Сбор винограда»
Саидов Маннон Абдусаматович «Сбор винограда»

Саидов Маннон Абдусаматович «Больная Мила» 1962 г.
Саидов Маннон Абдусаматович «Больная Мила» 1962 г.

Саидов Маннон Абдусаматович «Утро. Семья» 1969 г.
Саидов Маннон Абдусаматович «Утро. Семья» 1969 г.