Литография — вид эстампа, в котором печать производится с камня.
Литография относится к виду плоской печати. Это значит, что печатающиеся и непечатающиеся части находятся в одной плоскости.
Литографский камень представляет собой плотный известняк, обработанный в виде плиты.
Он может быть разных размеров: от совсем небольших (примерно 20X30) до сравнительно крупных (примерно до одного метра в ширину и более одного метра в длину).
Рисунок на камне выполняется специальным литографским карандашом или тушью, основными компонентами которых являются сажа, сало, воск.
Для работы на камне пером и литографской тушью камень шлифуют до такого состояния, чтобы он был гладкий, как стекло, а для работы литографским карандашом поверхность камня делают зернистой или, как говорят литографы, «корнуют».
Если рисунок на камне выполняется непосредственно самим мастером, то оттиски с камня будут называться автолитографиями, если же художник представляет в мастерскую только оригинал, исполненный им тушью, пером, карандашом, углём, соусом и т. д., а мастер-литограф копирует этот оригинал на камне, то полученные в результате оттиски будут называться литографиями. После того как рисунок исполнен на камне, мастер-печатник подвергает его специальной обработке с целью закрепления и лишь после этого приступает к печатанию.
Для того чтобы сделать оттиск, на камень накатывается масляная литографская краска при помощи валика, а затем, чтобы краска наносилась лишь на места, занятые изображением, камень увлажняют, благодаря чему краска пристаёт только к тем местам, которые заняты рисунком (то есть зажирены) и не пристаёт к обезжиренным и насыщенным водой участкам. Печатание производится на специальном литографском станке.
Литография обладает исключительно широкими изобразительными возможностями, позволяет передавать совершенно идентично рисунок пером, карандашом, тушью, акварелью и т. д.
Это сделало её уже вскоре после изобретения наиболее распространенной репродукционной техникой. До появления фотомеханических процессов и офсетной печати почти вся изобразительная продукция печаталась литографским способом.
Литография была изобретена в самом конце XVIII века немецким нотоиздателем Алоизием Зенефельдером (1771—1834) и быстро распространилась по всем странам Европы.
В России литография появилась в начале XIX века. Из русских художников первым к ней обратился Л. О. Орловский (1777—1832), создавший в новой технике ряд бытовых картин из русской жизни. В середине XIX века в литографии много работали такие выдающиеся русские художники, как Венецианов и Брюллов.
С начала 60-х годов XIX века искусство литографии начинает клониться к упадку. В качестве оригинальной художественной техники она используется лишь немногими художниками — Шишкиным, Репиным, Перовым и некоторыми другими, в основном же становится репродукционной техникой.
Некоторый подъём литография как особый вид эстампа переживает в начале нашего века. Литография в настоящее время является излюбленной эстампной техникой многих советских художников.
А. СЕРГЕЕВ
Журнал «Художник» № 9, 1985 г.
На аватаре: Литографский камень. Нажмите на фотографию чтобы увеличить её.
Снятие отпечатка с литографского камня |