ГРАФИКА НИКОЛАЯ БАРАНОВА увеличить изображение
ГРАФИКА НИКОЛАЯ БАРАНОВА

 

Сегодняшнее изобразительное искусство Владимирской организации невозможно представить без графики, особенно уверенно заявившей о себе в последнее десятилетие. Заметное место в этом виде искусства занимает творчество Николая Баранова.

Обладающий собственным взглядом на окружающий мир, своим почерком, влюблённый в природу и людей родной Владимирщины, он не просто воссоздаёт события, но стремится осмыслить их в контексте времени.

 

Получив профессиональное образование в Ивановском художественном училище и вернувшись в родной город Владимир, Николай Баранов становится постоянным участником всех местных выставок.

Первый успех пришел к автору в 1964 году, когда линогравюра «Старый Владимир» была принята на зональную выставку.

Этим летом он начал работу над графической серией «Владимир», которая продолжается до сего времени. В лучших гравюрах серии художник говорит о прошлом и настоящем города, с восхищением воспевает мудрую старину, восторгается современностью. Памятники старого русского зодчества воспринимаются в его листах немыми свидетелями прошлого, не утерявшими гордого величия и красоты. Как драгоценность, подаренную самой историей, трактует художник архитектурный образ в линогравюре «Золотые ворота». В ней, как и в ряде других листов этой серии («У Дмитриевского собора», «В старом городе»), Баранов старается рассказать о преемственности, о неразрывной связи настоящего и прошлого.

 

Н. Баранов. Золотые ворота. Линогравюра. 1967 г. (Фото журнала «Художник» № 11, 1979 г.)
Н. Баранов. Золотые ворота. Линогравюра. 1967 г. (Фото журнала «Художник» № 11, 1979 г.)

 

Большое влияние на формирование Баранова оказала работа в доме творчества «Челюскинская». Сразу после пребывания в потоке он едет на Север и начинает собирать материал, вылившийся в графическою серию «У Белого моря». Лучшими листами этого цикла можно считать «Возвращение с моря», «Рядом с Белым морем», «Высокий берег» и другие.

 

Н. Баранов. Возвращение с моря. Из серии «У Белого моря». Линогравюра. 1965 г. (Фото журнала «Художник» № 11, 1979 г.)
Н. Баранов. Возвращение с моря. Из серии «У Белого моря». Линогравюра. 1965 г. (Фото журнала «Художник» № 11, 1979 г.)

 

В эти же годы Николай Баранов осваивает и новые техники, обращается к новым для него материалам. Он начинает рисовать углём и цветными карандашами, пробует сангину, акварель, постигает сложности офорта. Одновременно у художника вырабатывается своё отношение к плоскости листа, он начинает иначе, чем в предыдущих работах, трактовать пространство.

 

Последние годы Баранов всё чаще обращается к сельской тематике, где наиболее полно раскрывается и его лиризм, и его знание деревенской жизни, и привязанность к родной земле.

Он ведёт своего зрителя по деревенским улицам («Вечер. С работы», «Пора сенокосная», «Деревенские будни»), приглашает за околицу, где ватаги сельской детворы купаются в чистых извилистых речушках («В жаркий день», «Летний день»), или в тень, под кроны деревьев («Сад», «У водопоя», «Полдень»), Листы этой серии, выполненные карандашом, углём или в технике офорта, рассказывают о современном владимирском селе, его людях.

 

Н. Баранов «Вечер. С работы»
Н. Баранов «Вечер. С работы»

 

Недавно художник закончил ряд офортов, посвящённых трудовым будням владимирского тракторного завода, того самого, на котором делал свои первые шаги ещё шестнадцатилетний подросток-комсомолец Коля Баранов («Тракторный завод», «Владимирский тракторный», «На смену», «На экскурсии»), Они органично продолжают серию «Владимир», но уже на новой ступени авторского мировосприятия.

 

Лучшие работы Баранова, созданные на протяжении творческого пути, были показаны в начале мая в Иванове, а затем во Владимире. Выставка организована по случаю пятидесятилетия художника.

 

А. Антонов

Журнал «Художник» № 11, 1979 г.

 

На аватаре: Николай Михайлович Баранов у себя в мастерской.