ДОРОГА ПРИЗВАНИЯ увеличить изображение
ДОРОГА ПРИЗВАНИЯ

 

Выставка произведений московского живописца Арама Купецяна в залах ЦДРИ стала первым развёрнутым отчётом художника, хотя зритель знаком с его работами уже более двадцати лет.

В 1954 году Арам Купецян, недавний выпускник Московского городского педагогического института им. В. Потёмкина, впервые посетил родину предков — Армению.

Встретившись с патриархом армянской живописной школы, М. Сарьяном, молодой художник внимательно, вдумчиво прислушивается к его словам, взвешивает каждую мысль варпета, который стал, по существу главным учителем.

В палитре Купецяна быстро исчезли землистые, приглушённые тона, краски зазвучали в полную силу, зазвенели всем богатством цветов жаркого юга.

А. Купецян выполнил в гуаши, одном из любимых своих материалов, несколько реплик на мотивы М. Сарьяна. Повторяются в полотнах Купецяна и характерные сарьяновские образы гор, деревень, женщин-селянок.

 

Арам Купецян «Арарат осенью»  1964 г.
Арам Купецян «Арарат осенью» 1964 г.

 

Но есть в работах этого художника сочетания чёрного, серовато-коричневого и охристого цветов. Нередко появляются у него и осенние, мглистые пленерные мотивы.

Работая над натурным этюдом (как правило, очень быстро, ибо условия освещения меняются), Купецян стремится запечатлеть приметы ландшафта предельно точно, чтобы потом, в ходе доработки в мастерской, насытить мотив токами декоративной динамики и экспрессивности. Именно экспрессия открытого, но отнюдь не локального цвета и составляет для Купецяна основу живописного решения. Таковы пейзажи «Аштарак» (1972), «Гурзуф» (1977).

 

Арам Купецян «Аштарак» 1972 г.
Арам Купецян «Аштарак» 1972 г.

 

Художник видит Армению не только празднично-яркой, раскалённой солнцем, так, что даже стены домов подсвечены этим пылающим жаром, но и осенне грустной, пустынной, задумчивой. Многие его холсты посвящены развалинам крепости в Гарни, предгорьям Восточной Армении.

А. Купецяна привлекают структура и ритмы горных кряжей, их конструктивная мощь и величавость. Людей на фоне пейзажей он размещает редко, чтобы сохранить жанровую цельность и не дробить внимание зрителя.

Очень точно, с большим живописным тактом строит Арам Купецян линейную и воздушную перспективу, избегая нарочитой плоскостности и условности.

 

Арам Купецян «Гарни. Весна»
Арам Купецян «Гарни. Весна»

 

Особую страницу в живописи и графике Купецяна (последней он отдаёт едва ли меньше сил, чем живописи, последовательно осваивая техники цветной линогравюры и литографии, акварели, гуаши и коллажа) представляют его зарубежные серии.

В них живо стремление быстро и точно запечатлеть приметы окружающего мира — памятники архитектуры, городские панорамы, ритмы местной жизни, что, впрочем, не повлекло за собой нивелирования декоративного напряжения.

 

Арам Купецян «Закат в Баколи. Италия»  1986 г.
Арам Купецян «Закат в Баколи. Италия» 1986 г.

 

Говоря об искусстве Купецяна, невозможно не остановиться на его натюрмортах, художник зачастую создаёт по нескольку вариантов одного и того же полюбившегося мотива — скрипки и шахматы, гитары и вазы с цветами. Причём в данном случае ощутимы иные, чем в пейзаже, стилистические истоки и ориентиры, а именно — Пикассо, Брак.

 

Арам Купецян «Натюрморт со сливой»  1970 г., картон, масло, 47 x 56 см
Арам Купецян «Натюрморт со сливой» 1970 г., картон, масло, 47 x 56 см

 

Купецян деликатно и продуманно «сдвигает» предметные формы ради большей выразительности конструктивного звучания целого, обобщает силуэты, вводит дополнительные линейные ритмы, подчиняет общий гармонический строй натюрморта музыкальному строю. Есть в этих решениях Купецяна особая активность чёрного цвета, гибкая непрерывность контуров, взаимосочетание вполне «натурно» изображённых предметов — с коллажем, иллюзорным мотивом. Всё это создаёт весьма своеобразный сплав, позволяющий отличить кисть художника сразу.

 

Арам Купецян известен и как профессиональный искусствовед, многие годы отдавший сотрудничеству в издательстве «Советский художник». Это разнообразие внутренних тяготений и навыков придаёт искусству художника большую энергию и целеустремленность.

 

А. Корзухин

Журнал «Художник» № 11, 1979 г.

 

На аватаре: Купецян Арам Авакимович (1928-2017)

 

 

Арам Купецян «Армянский дворик Ашторак»  1963 г.
Арам Купецян «Армянский дворик Ашторак» 1963 г.

Арам Купецян «Северный Кавказ. Долина Нарзана»  1957 г.
Арам Купецян «Северный Кавказ. Долина Нарзана» 1957 г.

Арам Купецян «Армянский пейзаж» 1964 г.
Арам Купецян «Армянский пейзаж» 1964 г.

Арам Купецян «Церкви Севанского монастыря»  1964 г.
Арам Купецян «Церкви Севанского монастыря» 1964 г.

Арам Купецян «Гарни»
Арам Купецян «Гарни»

Арам Купецян «Армянский пейзаж» 1972 г.
Арам Купецян «Армянский пейзаж» 1972 г.