Выставка произведений московского живописца Арама Купецяна в залах ЦДРИ стала первым развёрнутым отчётом художника, хотя зритель знаком с его работами уже более двадцати лет.
В 1954 году Арам Купецян, недавний выпускник Московского городского педагогического института им. В. Потёмкина, впервые посетил родину предков — Армению.
Встретившись с патриархом армянской живописной школы, М. Сарьяном, молодой художник внимательно, вдумчиво прислушивается к его словам, взвешивает каждую мысль варпета, который стал, по существу главным учителем.
В палитре Купецяна быстро исчезли землистые, приглушённые тона, краски зазвучали в полную силу, зазвенели всем богатством цветов жаркого юга.
А. Купецян выполнил в гуаши, одном из любимых своих материалов, несколько реплик на мотивы М. Сарьяна. Повторяются в полотнах Купецяна и характерные сарьяновские образы гор, деревень, женщин-селянок.
Арам Купецян «Арарат осенью» 1964 г. |
Но есть в работах этого художника сочетания чёрного, серовато-коричневого и охристого цветов. Нередко появляются у него и осенние, мглистые пленерные мотивы.
Работая над натурным этюдом (как правило, очень быстро, ибо условия освещения меняются), Купецян стремится запечатлеть приметы ландшафта предельно точно, чтобы потом, в ходе доработки в мастерской, насытить мотив токами декоративной динамики и экспрессивности. Именно экспрессия открытого, но отнюдь не локального цвета и составляет для Купецяна основу живописного решения. Таковы пейзажи «Аштарак» (1972), «Гурзуф» (1977).
Арам Купецян «Аштарак» 1972 г. |
Художник видит Армению не только празднично-яркой, раскалённой солнцем, так, что даже стены домов подсвечены этим пылающим жаром, но и осенне грустной, пустынной, задумчивой. Многие его холсты посвящены развалинам крепости в Гарни, предгорьям Восточной Армении.
А. Купецяна привлекают структура и ритмы горных кряжей, их конструктивная мощь и величавость. Людей на фоне пейзажей он размещает редко, чтобы сохранить жанровую цельность и не дробить внимание зрителя.
Очень точно, с большим живописным тактом строит Арам Купецян линейную и воздушную перспективу, избегая нарочитой плоскостности и условности.
Арам Купецян «Гарни. Весна» |
Особую страницу в живописи и графике Купецяна (последней он отдаёт едва ли меньше сил, чем живописи, последовательно осваивая техники цветной линогравюры и литографии, акварели, гуаши и коллажа) представляют его зарубежные серии.
В них живо стремление быстро и точно запечатлеть приметы окружающего мира — памятники архитектуры, городские панорамы, ритмы местной жизни, что, впрочем, не повлекло за собой нивелирования декоративного напряжения.
Арам Купецян «Закат в Баколи. Италия» 1986 г. |
Говоря об искусстве Купецяна, невозможно не остановиться на его натюрмортах, художник зачастую создаёт по нескольку вариантов одного и того же полюбившегося мотива — скрипки и шахматы, гитары и вазы с цветами. Причём в данном случае ощутимы иные, чем в пейзаже, стилистические истоки и ориентиры, а именно — Пикассо, Брак.
Арам Купецян «Натюрморт со сливой» 1970 г., картон, масло, 47 x 56 см |
Купецян деликатно и продуманно «сдвигает» предметные формы ради большей выразительности конструктивного звучания целого, обобщает силуэты, вводит дополнительные линейные ритмы, подчиняет общий гармонический строй натюрморта музыкальному строю. Есть в этих решениях Купецяна особая активность чёрного цвета, гибкая непрерывность контуров, взаимосочетание вполне «натурно» изображённых предметов — с коллажем, иллюзорным мотивом. Всё это создаёт весьма своеобразный сплав, позволяющий отличить кисть художника сразу.
Арам Купецян известен и как профессиональный искусствовед, многие годы отдавший сотрудничеству в издательстве «Советский художник». Это разнообразие внутренних тяготений и навыков придаёт искусству художника большую энергию и целеустремленность.
А. Корзухин
Журнал «Художник» № 11, 1979 г.
На аватаре: Купецян Арам Авакимович (1928-2017)
Арам Купецян «Армянский дворик Ашторак» 1963 г. |
Арам Купецян «Северный Кавказ. Долина Нарзана» 1957 г. |
Арам Купецян «Армянский пейзаж» 1964 г. |
Арам Купецян «Церкви Севанского монастыря» 1964 г. |
Арам Купецян «Гарни» |
Арам Купецян «Армянский пейзаж» 1972 г. |