НАРОДНОЕ ПРИЗНАНИЕ увеличить изображение
НАРОДНОЕ ПРИЗНАНИЕ

 

С именем Николая Михайловича Зиновьева (1888—1979)—старейшего палехского мастера, народного художника СССР, лауреата Государственной премии РСФСР им. И. Е. Репина — связаны самые яркие страницы рождения, становления и развития искусства советского Палеха. Его творческая биография во многом похожа на судьбу тех палешан, которые возродили на новой основе вековую художественную культуру древнего русского искусства. Потомственный иконописец, он прошел обучение в одной из палехских мастерских, в 1906 году окончил иконописную школу, где, кроме изучения древнерусских живописных стилей, преподавались академические живопись и рисунок. Ремес

ленный характер поздней русской иконописи не удовлетворяет ищущего художника. Зиновьев уезжает в Москву, чтобы продолжить обучение. Там, работая в одной из иконописных мастерских, он много пишет и рисует с натуры, копирует полотна близких ему по духу художников — В. Васнецова, М. Нестерова, И. Левитана. Знакомство с русским реалистическим искусством, приобретенные знания, творческий и жизненный опыт помогли Н. Зиновьеву после вступления в 1926 году в «Палехскую артель древней живописи» в поисках нового содержания, нового образного строя палехской миниатюры выработать самобытный художественный язык.

 

Никола́й Миха́йлович Зино́вьев «Гулянка в деревне». Портсигар, 1927 г.
Никола́й Миха́йлович Зино́вьев «Гулянка в деревне». Портсигар, 1927 г.

 

Зиновьев — художник масштабных замыслов, художник-мыслитель, глубоко чувствующий специфику палехского искусства. Современная тема, выраженная пластическими средствами палехской миниатюры, отличается у него широтой и смелостью воплощения, а идейная значимость, образная содержательность его росписей не вступают в противоречие с их предметной основой.

Миниатюры Зиновьева не стремятся к картинности, а утверждают плоскость объёмного предмета, на поверхности которого находится изображение.

Создавая образы то большого символического звучания, то повествовательного характера, художник передаёт биение пульса жизни советской страны в годы первых пятилеток. «Москва — порт пяти морей» (1931) — произведение, которое поражает смелостью замысла.

На небольшой поверхности коробочки изображены главнейшие достижения и стройки пятилетки: плотина Волховской электростанции, Харьковский тракторострой, колхозы Белоруссии и Поволжья, нефтяные вышки Каспия, астраханские рыбные заводы, северные лесные сплавы. Выбирая лишь самое характерное в жизни страны, находя образное воплощение каждого из этих свершений, художник компонует изображения, объединяя их вокруг центра — Кремля.

Таким образом отталкиваясь от действительности, Зиновьев приходит к широким и глубоким обобщениям, к созданию образа-символа. Но при всей условности живописных образов и пространственного построения символ здесь облекается в реальные формы, отличается конкретностью.

 

Никола́й Миха́йлович Зино́вьев «Москва — порт пяти морей» (1931) Шкатулка.
Никола́й Миха́йлович Зино́вьев «Москва — порт пяти морей» (1931) Шкатулка.

 

Стремление воплотить отвлеченные понятия в конкретные зримые образы привело Зиновьева к решению такой грандиозной темы, как «Происхождение и история Земли», выполненной им на одиннадцати предметах письменного прибора (1930).

Художник блестяще справился с, казалось бы, непосильной для языка искусства научной темой. Тончайшие, на редкость красивые по цвету миниатюры, изображающие рождение Земли, великие геологические эпохи, появление человека и историю развития человеческого общества, согреты наивностью восприятия и расцвечены сказочной фантазией народного мастера.

 

Никола́й Миха́йлович Зино́вьев «История человеческой культуры». Доска письменного прибора «Происхождение и история Земли» 1930 г.
Никола́й Миха́йлович Зино́вьев «История человеческой культуры». Доска письменного прибора «Происхождение и история Земли» 1930 г.

 

Наиболее органичной для Зиновьева, как и для других палехских мастеров, была сельская тема, тема колхозной жизни. Глубокое чувство поэзии в восприятии современности, мастерство, талант палехских художников позволили избежать прозаического снижения художественного образа, привнести романтическую взволнованность в повествовательные деревенские сюжеты.

Ощущение праздничности в миниатюре Зиновьева «Праздник урожая» (1931) рождается благодаря киноварным всплескам транспарантов и флагов, яркости одежд колхозников, динамичности ритма. Образ изобилия, богатства урожая решён конкретно — изображением груды овощей, фруктов, обрамлённых золотом хлебных колосьев и отягчённой красными гроздьями рябины — неотъемлемой части палехского пейзажа.

 

Никола́й Миха́йлович Зино́вьев «Праздник урожая» (1931) Шкатулка.
Никола́й Миха́йлович Зино́вьев «Праздник урожая» (1931) Шкатулка.

 

Но при всей конкретности деталей сцена далека от натурализма благодаря декоративности росписи, выражающей мировоззрение художника, его радостное восприятие жизни.

Та же праздничность и поэтичность отличают миниатюру «Красный обоз», изображающую колхозные поставки государству.

 

Большое место в творчестве Н. Зиновьева занимает детская тема. «Мой идеал — писать детвору, — признавался Николай Михайлович. — Не знаю, был ли у меня хоть один мотив без малышей». Ни один из художников-палешан не посвятил столько композиций детям.

Миниатюры «Крестьянские дети», «Детская площадка», «Детский сад», «Детские ясли», «Пионеры», «Юные натуралисты», «Суд пионеров над Бабой-Ягой, ведьмой и лешим» и другие проникнуты теплотой и искренностью, лукавством и юмором. Стремление Зиновьева приносить пользу своим искусством, воспитывать юное поколение не перерастает у него в унылую дидактику.

Все эти произведения дали повод певцу Палеха Ефиму Вихреву назвать Н. М. Зиновьева художником урожая, веселья и детства.

 

Никола́й Миха́йлович Зино́вьев «Суд пионеров над Бабой-ягой» Шкатулка, 1933 г.
Никола́й Миха́йлович Зино́вьев «Суд пионеров над Бабой-ягой» Шкатулка, 1933 г.

 

Но искусство Зиновьева начинает звучать и страстно, и гневно, когда он решает гражданственные темы высокой идейной значимости. Соответственно меняется изобразительный язык, художественная форма его произведений.

Миниатюра «В огне» («Ужасы войны») по мотивам книги Анри Барбюса «Огонь» — это впечатляющая картина бедствий войны, страданий и смерти людей.

Не порывая с палехской живописной традицией, Н. Зиновьев сообщает изобразительной форме повышенный эмоциональный накал, экспрессивность. Это произведение, написанное в 1936 году, когда в Европе разгорался огонь второй мировой войны, звучало как предостережение.

 

Н.М. Зино́вьев «В огне» («Ужасы войны»). Тарелка, 1936 г. Удостоена
Н.М. Зино́вьев «В огне» («Ужасы войны»). Тарелка, 1936 г. Удостоена

 

В конце тридцатых и особенно в начале сороковых годов в искусство Палеха широко входит тема исторического прошлого нашей страны, которая в годы Великой Отечественной войны стала актуальной для всего советского искусства, в том числе для палешан, воплощавших в своих произведениях идеи мужества, патриотизма русского народа, отстоявшего национальную независимость в битвах с недругами родной земли.

Мажорность художественного образа, эпичность в решении темы отличают цикл миниатюр Н. Зиновьева «Битва предков за русскую землю» (1943). Это произведение — подлинный шедевр палехского искусства. Шесть предметов письменного прибора художник объединяет сюжетами из русской истории XI— XVII веков. Он мастерски разрабатывает сложные, динамичные композиции, изображающие битвы Ярослава Мудрого с печенегами, Владимира Мономаха — с половцами, оборону города Владимира от татар, «Ледовое побоище», борьбу русского ополчения под предводительством Минина и Пожарского с польскими захватчиками.

Благодаря тонкому чувству декоративности палехский мастер органически связывает миниатюрную живопись, объединённую общим тональным решением, с различными формами и плоскостями предметов письменного прибора.

В цикле «Битва предков» тема героизма русского народа прямо и непосредственно переплетается с мужеством советских людей, их стремлением к победе в грозные годы борьбы с фашизмом.

 

Никола́й Миха́йлович Зино́вьев «Битвы предков». Письменный прибор, 1943 г.
Никола́й Миха́йлович Зино́вьев «Битвы предков». Письменный прибор, 1943 г.

 

Интересное пластическое решение имеет миниатюра Зиновьева «Штурм Измаила» (1939). Великолепное владение техникой миниатюрного письма, ритмическая организация композиции, единство цветового построения, решённого в оранжевом, красном, белом и зелёных тонах, усиленных звонкостью золота и серебра, ставят эту миниатюру в ряд лучших достижений советского палехского искусства.

 

Н.М. Зино́вьев «Штурм Измаила Суворовым. Шкатулка, 1939 г.
Н.М. Зино́вьев «Штурм Измаила Суворовым. Шкатулка, 1939 г.

 

Художники-палешане, остро реагирующие на события современности, естественно не могли пройти мимо отображения героики и мужества советского народа в тяжёлые годы Великой Отечественной войны. Этой теме посвящено много значительных произведений.

Свойственные Зиновьеву высокое мастерство и гражданственная страстность отличают созданные им в этот период миниатюры «Атака», «Форсирование Днепра», «Штыковой бой», «Морской десант», «Охрана Москвы». Во всех этих работах тема решается в сюжетно-повествовательных традициях палехского искусства.

В ином ключе выполнена миниатюра «Дух предков» (1943), где историческое прошлое и настоящее соединены в одной композиции не по принципу сюжетной связи, а на основе внутренней логики. Композиционный центр миниатюры — символическая фигура солдата с красным знаменем и винтовкой — олицетворяет силу духа, унаследованную советскими воинами от своих предков, обращавших в бегство любых захватчиков.

 

Никола́й Миха́йлович Зино́вьев «Дух предков». Шкатулка, 1943 г.
Никола́й Миха́йлович Зино́вьев «Дух предков». Шкатулка, 1943 г.

 

Определенную дань отдаёт Н. Зиновьев русской народной сказке, воплотившей человеческие идеалы добра и красоты, счастья и справедливости.

Сказочная тематика вошла в искусство советского Палеха с первых же лет его рождения. Поэтический строй палехского искусства с его иносказательным, условным языком органичен для пластического выражения красочного вымысла, поэзии народной сказки.

Удивительны своей красочностью, по-народному декоративной яркостью произведения Зиновьева «Жар-птица», «Ковёр-самолет», «Конёк-Горбунок», «Сказочные герои».

Много фантазии и выдумки в композиции «Чудо-юдо, рыба-кит». На небольшой овальной пластине изображён удлинённый зелёный остров, омываемый со всей сторон бурливым морем. На острове располагаются поля, леса, село, населённое людьми, занятыми повседневными делами.

Если миниатюру рассматривать издали, то исчезают мелкие детали, и видно, что остров — это кит, на котором в ритме орнамента размещены занимательные сюжеты.

 

Никола́й Миха́йлович Зино́вьев «Чудо-юдо рыба-кит». Овальная пластина, 1931 г.
Никола́й Миха́йлович Зино́вьев «Чудо-юдо рыба-кит». Овальная пластина, 1931 г.

 

Жизнерадостностью, непосредственностью мировосприятия отличается миниатюра «Конёк-Горбунок», созданная Зиновьевым в 1967 году, на пороге своего восьмидесятилетия.

Написана она в палехских традициях многоклеймового развёрнутого повествования, когда на одной изобразительной плоскости размещаются разновременные сюжеты, ритмически организованные в единую композицию. И сколько в этом произведении душевной щедрости, сколько красочного богатства и яркости, молодого задора, соединённого с мудростью старца!

 

Никола́й Миха́йлович Зино́вьев «Конёк-горбунок». Шкатулка, 1967 г.
Никола́й Миха́йлович Зино́вьев «Конёк-горбунок». Шкатулка, 1967 г.

 

Живой носитель традиций, хранитель заветов создателей искусства советского Палеха, Н. Зиновьев много сил отдал воспитанию новых поколений палехских художников.

С 1928 года он начал обучать молодёжь в школе ученичества, созданной при «Артели древней живописи», и до недавнего времени преподавал технику и композицию лаковой миниатюрной живописи в Палехском художественном училище им. М. Горького.

Николай Михайлович разработал методику преподавания традиционной палехской живописи, отобрал и создал оригиналы для освоения учащимися древней техники иконописания, постижения стилистических особенностей древнерусской живописи и старейших палехских мастеров, творчество которых является основой для современного палехского искусства.

 

Весь свой опыт и опыт коллектива Палеха в целом Н. Зиновьев обобщил в книге «Искусство Палеха», вышедшей уже двумя изданиями.

В этой книге мастер рассказывает об истории Палеха, старинного центра иконописания, об истории создания и становления советского искусства Палеха, даёт очень точную и увлекательную характеристику творчества своих современников — основоположников палехской лаковой миниатюры. Опытнейший мастер, он детально разбирает технические и стилевые особенности основных древнерусских иконописных школ и творческий процесс претворения и развития древнерусских традиций в искусстве каждого из мастеров Палеха. Значение его творческой, педагогической и исследовательской деятельности трудно переоценить.

 

Никола́й Миха́йлович Зино́вьев «Ледовое побоище». Шкатулка, 1947 г.
Никола́й Миха́йлович Зино́вьев «Ледовое побоище». Шкатулка, 1947 г.

 

Николай Михайлович Зиновьев был среди тех, кто создал советский Палех, кто наметил пути его развития. Рядом с ним расцветало искусство неистового Ивана Голикова, мудрого, эпичного Ивана Баканова, динамичного Аристарха Дыдыкина, созерцателя и лирика Ивана Зубкова, мягкого, интеллигентного Ивана Вакурова, строгое в своих формах, звонкое, как удар колокола, искусство Ивана Маркичева, искрящееся юмором искусство Павла Баженова.

Это то наследие, которым гордится современный Палех. И деятельность Н. М. Зиновьева стала как бы олицетворением творчества всех первых палехских мастеров. Поэтому высокую оценку Родины — звание Героя Социалистического Труда, которой удостоен Николай Михайлович, палешане воспринимают не только как признание его выдающихся личных заслуг перед советским искусством, но и как достойную оценку деятельности всех мастеров — основоположников искусства советского Палеха, их поистине бесценного вклада в советскую культуру.

 

Л. КНЯЗЕВА

Журнал «Художник» № 11, 1979 г.

 

На аватаре: Никола́й Миха́йлович Зино́вьев (1888—1979)