100-летие со дня рождения знаменитой народной мастерицы-игрушечницы Ульяны Ивановны Бабкиной увеличить изображение
100-летие со дня рождения знаменитой народной мастерицы-игрушечницы Ульяны Ивановны Бабкиной

16—17 сентября 1989 года в Каргополе состоялось празднование 100-летия со дня рождения знаменитой народной мастерицы-игрушечницы Ульяны Ивановны Бабкиной. Это событие отмечалось также в Архангельске и в Москве (выставка «Художественная культура Каргополья», посвящённая У. И. Бабкиной, работала в Каргопольском краеведческом музее, в Музее изобразительных искусств г. Архангельска, во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства в Москве). По инициативе Комиссии по народному искусству Союза художников РСФСР ежегодные праздники народного творчества в Каргополе решено с этого года посвящать Ульяне Бабкиной.

 

Замечательная мастерица из потомственной семьи народных гончаров не сразу была признана искусствоведами. По сравнению с классическими образцами — игрушками Ивана Дружинина, работавшего в 30—40-е годы, творчество Бабкиной казалось несовершенным, ломающим традиционный канон, а игрушки — корявыми и неуклюжими, небрежно раскрашенными. Лучшие из них — полканы, всадники, крестьянские бабы и мужики, медведи и олени, катания на санях и лодках — разошлись по рукам любителей народного искусства, коллекционеров или просто случайных людей, ведь в своё время к домику Ульяны Бабкиной в деревне Гринёво началось настоящее паломничество. В местном же краеведческом музее, имеющем богатую коллекцию народного искусства, хранится лишь 11 её игрушек.

 

Конкурс на лучшую каргопольскую игрушку, объявленный каргопольским оргкомитетом праздника, продемонстрировал на фоне работ И. Дружинина и У. Бабкиной деградацию культурной традиции в новых условиях. В 60-е годы, годы, трагически ускорившие умирание русской деревни, в Каргополе была создана артель «Каргопольская игрушка» как филиал сувенирного промышленного предприятия Архангельска «Беломорские узоры», где мастера в цехах за копеечную плату изготовляют массовый антихудожественный ширпотреб. Псевдокаргопольская игрушка за двадцать лет приобрела товарный вид — гладкость лепки, яркость окраски, навсегда утратив связь с народной культурой.

 

Связь с землей, с природой, творческая свобода — необходимые условия для развития народного искусства. Творчество каргопольских мастеров В. и А. Шевелёвых, работающих в свободных, домашних условиях, доказывает возможность развития традиций. В. Шевелёв, ныне член Союза художников РСФСР, возродил многие забытые сегодня технологии гончарного ремесла.

 

В этом году на встрече народных мастеров Каргополя, руководства городом с гостями — Комиссией по народному искусству Союза художников РСФСР, сотрудниками московских и архангельских музеев, журналистами, искусствоведами состоялось обсуждение проблем развития и сохранения традиционной каргопольской игрушки. Выступления вскрыли множество трудностей. Одна из главных — как освободить мастеров от поточной эксплуатации, дать им самостоятельность, возможность для творческого развития.

Необходимо сделать Каргопольский краеведческий музей (5-й категории, где нет ни одного искусствоведа) центром для изучения игрушки, её пропаганды, оказания методической помощи. Для обучения мастеров нужно создать творческую мастерскую-лабораторию, которую мог бы возглавить В. Шевелёв.

Представители власти г. Каргополя констатировали, что впервые осознали проблему сохранения каргопольской игрушки как непосредственную ответственность за культуру края, т. к. ведомственно артель принадлежит Архангельску.

 

В праздничные дни для жителей города и гостей в Доме культуры и на центральной торговой площади возле стен древних каргопольских соборов была развёрнута выставка-ярмарка народного искусства. Умельцы Каргополя и Архангельска демонстрировали гончарное ремесло, плетение из бересты и дранки, резьбу по дереву, ткачество, шитьё из лоскута.

Здесь же выступали фольклорные коллективы Каргопольского и Красноборского районов Архангельской области.

Торжественный митинг в музее, возложение венков на могилу Ульяны Бабкиной, поездка на её родину, в деревню Гринёво, осмотр древнего деревянного архитектурного ансамбля в селе Лядины, экскурсии по городу, знакомство с музеями и выставками, встречи с мастерами, посещение детской студии, занимающейся каргопольской игрушкой,— вот неполный перечень культурной программы, подготовленной к празднику.

Летом девяностого года предполагается установить памятник мастерице (безвозмездный проект московского скульптора В. Клыкова).

 

Н. Филева

Журнал «Художник» № 6, 1990 г.

 

На аватаре: народная мастерица У. И. Бабкина. 1972 г., фото журнала «Художник» № 6, 1990 г.