СТРОКИ ИЗ ПИСЕМ

 

Помнится, когда преподавая в школах, то всегда приходилось путешествовать из одной классной комнаты в другую — помещений под кабинет рисования не давали. Считали, что это — непозволительная роскошь.

В учительской комнате почти «со скрежетом зубовным», как будто оказывали великую, но незаслуженную услугу, отводили (под всю учебно-материальную базу предмета ИЗО) две-три полочки книжного шкафа.

Идя на урок, всегда прихватывал с собой (купленные на свои же трудовые деньги!) и кисточки, и краски, и карандаши. И просто чистые альбомы для рисования.

Многие учителя в общеобразовательной средней школе и сейчас поступают так. Но кто это оценил и кто это поймёт сегодня из руководителей народного образования? Никто!

А всё потому (приходится вновь напомнить с большим сожалением), что предметы искусства в школе всё ещё сдерживаются «канцелярскими скрепками» ведомства народного образования. Сколько десятилетий подряд бюрократическим номенклатурным ведомством просвещения внедрялось в умы педагогов, что ИЗО не главный предмет!

И вот только 1989 год стал отчасти поворотной вехой. Общеобразовательной школе дано право выбора работать по той или иной принятой программе, в том числе — «Изобразительное искусство и художественный труд» (1—8 кл.). Намечается робкий шаг в снабжении предмета ИЗО необходимой учебно-материальной базой.

Но для полного обеспечения школ и других детских учреждений специалистами по изобразительному искусству ещё очень далеко. В нашей Кировской области 70 процентов преподавательского состава — совместители, ведущие уроки ИЗО для увеличения нагрузки по часам. Не стыдно ли Кировской области, родине всему миру известной вятской глиняной игрушки, родине русских художников — братьев Васнецовых, Шишкина, Рылова, Исупова и многих-многих других, плестись в хвосте по обеспечению школ художниками-педагогами, специалистами со средним и высшим художественным образованием?

Сегодня областной методический кабинет черчения и ИЗО прилагает усилия к тому, чтобы «насытить» школы специалистами (немалая трудность в том, что подавляющее количество общеобразовательных средних и восьмилетних сельских школ — малокомплектные).

Было бы полезным открытие кафедр рисунка, живописи и композиции, истории искусств в Кировском государственном пединституте им. В. И. Ленина.

Мы обратились к деятелям культуры и искусства, интеллигенции Кировской области, особенно к ветеранам педагогического труда и художникам, с просьбой о посильной помощи в налаживании кружков рисования, студий детского изобразительного творчества в городе и на селе. Целесообразно и создание благотворительного общества в помощь предметам эстетического цикла в общеобразовательной школе. Искусство перед школой в долгу.

 

Ю. Котин, г. Киров

Журнал «Художник» № 6, 1990 г.