Отталкиваясь от впечатления, полученного на большой персональной выставке произведений скульптора Татьяны Бусыревой, можно с уверенностью говорить о рождении и утверждении в современной русской пластике большого, самобытного таланта.
Век двадцатый в нашем искусстве щедрым оказался на яркие женские имена. Этот феномен достоин специального изучения, осмысления и оценки. Анна Голубкина, Вера Мухина, Сарра Лебедева, Екатерина Белашова, Татьяна Соколова, Алла Пологова — ведущие тенденции искусства ваяния связаны с их творчеством.
Татьяна Бусырева, думается, достойно продолжает линию развития и углубления духовности в скульптурной пластике. Её увлечённость поистине неисчерпаемой темой «Пушкин» увенчалась значительными достижениями. Как хорош цикл портретов поэта! Какой духовно богатой, истинно русской красавицей предстает Наталья Николаевна! Сколько незаёмных мыслей и чувств, свежести взгляда, сопереживания судьбе русского гения в пушкинской сюите!
Т. Бусырева. Портрет А.С. Пушкина, керамика, 1975 г. |
В чем тайна особой убедительности пластики Татьяны Бусыревой?
Будь то воображаемые Пушкин, Гоголь, Лев Толстой или реальные, некогда позировавшие ей девушки, либо её товарищ, искусствовед Лев Дьяконицын — в основе движения к образности лежит этюдно-пластический ход.
Бусырева умеет работать с натурой, но ни в коей мере не является её рабом. В начале движения к образу находится идея, своё представление и размышление об историческом персонаже, современно-актуальное видение его, очень личное отношение к герою. Всё дальнейшее — большое искусство, присущий скульптору метод работы. Натурное видение в отвлечённых вещах, одушевление трудных для убедительной моделировки «деревяшек» — всё это принадлежит к числу её достижений в скульптурной пластике.
Т. Бусырева. Портрет С.И. Мамонтова, дерево. |
Работать в дереве пытаются многие, но редко кому дано проникнуть в душу этого исконно русского материала. Для Бусыревой дерево — родная стихия. Индивидуальность, поэтичность, духовная содержательность, женственность художницы полнее всего находят здесь образное воплощение.
Генетические основы — в роду Т. Бусыревой были лесники, сама она родом из Перми, где хранится всемирно известная коллекция русской деревянной скульптуры («Пермские боги»),— учёба у В. А. Ватагина, наставничество С. Т. Конёнкова приносят свои плоды.
Т. Бусырева. Учёный кот, дерево. |
На искусство Татьяны Бусыревой оказывает доброе влияние знакомство с современной западноевропейской пластикой, в первую очередь итальянской (Джакометти, Марино Марини, Манцу). Характерный пример такого воздействия — её трогательные отроки и отроковицы («Девочка с птицей», «Замёрзший мальчик», «Весна», «Княжич».)
Т. Бусырева. Поэтические думы, майолика. |
Ясность языка, острое чувство времени, добрый юмор делают незаурядным явлением керамические серии Т. Бусыревой. Я бы сказал, шагом вперед в этом виде скульптурного творчества. Следует подчеркнуть, что прибавление идёт не по линии формалистических причуд, а за счёт интеллектуальной, духовной содержательности. Можно сказать, что в биографических и сказочных пушкинских сюжетах Бусырева обнаруживает тяготение к стилистике самого поэта — свободе выражения, ясности, народности взгляда, красочной метафоричности языка, органичности пластики.
Доброе, умное, духовно содержательное творчество Татьяны Бусыревой — продолжение традиции гуманистического русского искусства.
Олег Комов
Журнал «Художник» № 9, 1990 г.
На аватаре: Татьяна Викторовна Бусырева у себя в мастерской